О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculun- чудо) - жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет к-рой основан на "чуде", совершаемом святым или девой Марией. Начав свое развитие в 13 в. во Франции, М. в 14 в. получил широкое распространение во всех странах Зап. Европы. В М. пропагандировалась христианская мораль, изображалось вмешательство небесных сил в судьбу человека, приводящее к торжеству добродетели и наказанию порока. Легендарные сюжеты нередко использовались в М. для осуждения социального произвола и эгоистич. страстей. Первое известное произв. этого жанра - "Игра о св. Николае" (1200) франц. трувера Жана Боделя - сюжетно связано с событиями крестовых походов 12-13 вв., в нем пропагандировались религиозные идеи. В миракле Боделя имелись и сцены бытового характера (эпизоды в трактире). Стремление раскрыть внутр. переживания героя проявилось в "Миракле о Тео-филе" трувера Рютбефа (ок. 1261). Реалистич. мотивы, характерные для М. этого времени, свидетельствовали об усилении жизненных черт в иск-ве ср.-век. т-ра. Обострение феодальных противоречий в 14 в., бедственные события Столетней войны (1337-1453) привели к усилению критич. тенденций в М. В цикле М. о деве Марии (14 в.), состоящем из 40 пьес, получили отражение жестокий произвол рыцарства ("Миракль о Роберте-дьяволе"), порочные нравы феодалов и ка-толнч. духовенства ("Миракль о Берте с большими ногами", "Спасенная аббатиса"). М. часто создавались также на сюжеты латинских авантюрных повестей, гор. фаблио и эпич. поэм. Усиление реалистич. элементов в М. сопровождалось вытеснением божественных персонажей и вело к превращению М. в бытовую назидательную драму, сохраняющую, однако, принципы христианского морализирования ("Миракль о Гризельде"). В Италии в М. "Представление о Стелле и "Представление о св. Уливе" еще в большей степени заметно освобождение от религиозных мотивов. Но реалистич. черты в обрисовке быта и образов М. носили внешний характер, поступки героев определялись не внутр. психологич. причинами, а догматами христианской этики. Нравств. перерождение персонажей, олицетворявших греховное начало, было в прямой зависимости человека от божьей воли. Эта двойственность жанра М. свидетельствовала о незрелости бюргерского сознания, ищущего компромисса с церковной ортодоксальностью. В Англии термин "М." употреблялся также для обозначения жанра мистерии. В Испании М. были близки ср.-век. ауто ("Ауто о трех волхвах", конец 12 - нач. 13 вв.). В эпоху Возрождения М. сохранился как оружие церковной идеологии, его продолжением были "пьесы о святых", широко распространенные в католич. Испании 15-17 вв. Использование жанра М. исп. драматургами нового времени (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерон) приводило их к компромиссу или прямому подчинению церковной идеологии. В 17- 18 вв. М. в своем канонич. виде сохранились только в репертуаре иезуитских школьных театров. В конце 19-1-й четв. 20 вв. увлечение религиозной тематикой в символистском т-ре и драматургии приводило к возрождению ср.-век. М. В отд. случаях сюжет "чуда" получал сатирич. истолкование ("Чудо святого Антония" Метерлинка), но гл. обр. служил формой мистич. мировоззрения и выражал анти-реалистич. устремления декадентского т-ра. Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т, 1, М., 1956; Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, М., 1953; Theatre francais au Moyen age, ... pubL par L. Monmerque et Fr. Michel, P., 1842; Petit de Julleville L.,Le theatre en France. Histoire de la litterature dramatique, P., 1889; Cohen G., Le theatre religieux, в его кн.: Le theatre en France au Moyen age, pt. l, P., 1948. Гр. Б.