О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МИХОЭЛС

МИХОЭЛС (наст. фам.- В о в с и), Соломон Михайлович [4(16).III.189013.I.1948]- еврейский советский актер, обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1939). Проф. (1943). Род. в г. Двинске. Учился в Киевском коммерч. ин-те и на юридич. ф-те Петерб. ун-та. В 1919 поступил в Евр. театр. студию в Петрограде, на основе к-рой был создан Моск. евр. камерный т-р, позднее - Гос. евр. т-р. М. был актером, режиссером, а с 1929художеств. руководителем этого т-ра. Среди актерских работ М.: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1-й вариант - 1919, 2-й - 1922), реб Алтер ("Мазлтов" Шолом Алейхема, 1921), Менахем-Мендель ("Агенты" Шолом Алейхема, 1921, нов. пост. -"Человек воздуха", 1927, эту же роль играл в фильме "Еврейское счастье"), Гоцмах ("Колдунья" Гольдфадена, 1922), Шимеле Сорокер ("200 тысяч" Шолом Алейхема, 1923), Бадхен ("Ночь на старом рынке" Пе-реца, 1925), Вениамин III ("Путешествие Вениамина III" Менделе-Мойхер-Сфорима, 1927), Глухой (о. п. Бергельсона, 1930), Юлис ("Четыре дня" Даниэля, 1931), Лир (1935); Зейвл Овадис ("Семья Овадис" Маркиша, 1937), Тевье-молочник (о. п. Шолом Алейхема, 1938). С нач. 30-х гг. М. занимался режиссурой. Пост.: "Четыре дня", "Суламифь" (сценарий М., стихи С. Галкина, 1937), "Семья Овадис", "Тевье-молочник"; "Блуждающие звезды" по Шолом Алейхему (1941), "Фрейлекс" (1945; Гос. пр. СССР, 1946), "Леса шумят"-Линь-кова и Пантелеева (1947). М.- крупнейший деятель сов. театр. иск-ва. Его сценич. создания отличались философской глубиной, страстным гражд. темпераментом, мужеств. гуманизмом, остротой и монументальностью формы. Образы М. были иногда парадоксально сложны по своей идейной концепции. Вместе с тем творчество его отличалось ясной и органич. образностью. Как актеру и режиссеру М. была свойственна способность метафорич. мышления. В течение мн. лет М. играл комич. роли "маленьких людей", обитателей захудалых местечек, задавленных затхлым и причудливым бытом черты оседлости. Но уже в первых своих ролях - бытовых и комич. персонажах (Менахем-Мендель, реб Алтер, Гоцмах) М. передал чувство собств. достоинства, стремление духовно подняться над убогими условиями окружающей жизни. Это особенно остро выразилось в образе евр. Дон Кихота - Вениамина III. В конце 20 - нач. 30-х гг. в творчестве М. одновременно усиливаются и нар., и трагич. мотивы. Уже в спектакле "Глухой" в образе старого евр. рабочего, мстившего хозяину за поруганную честь дочери, наметилась та большая трагич. тема, к-рая затем широко раскрылась актером в "Короле Лире" и "Тевье-молочнике". По-новому осмыслив трагедию Шекспира, М. истолковал ее как трагедию-притчу о познании социальных противоречий действительности. Его Лир был старым скептиком-философом, поставившим себя вне общепринятых человеческих отношений, затеявшим дерзкий и рискованный эксперимент. Считая трагич. виной Лира его удаление от реальности в мир абстрактных идей, М. показывал полный трагич. противоречий путь человека к освобождению от власти субъективных и отвлеченных представлений. Народные, героич. мотивы творчества М. проявились с новой силой в роли Тевье-молочника. Мастер жеста и слова, М. обладал выразительной почти скульптурной пластичностью, придававшей черты театральности даже бытовым персонажам. Режиссерское дарование М. наиболее полно проявилось в спектакле "Фрейлехс" - синтетич. по форме, отличавшемся остротой идейного замысла и импровизац. виртуозностью. Созданный по мотивам евр. муз. фольклора, этот спектакль в то же время был пронизан совр. мироощущением. М. был и теоретиком т-ра. В своих статьях и лекциях о театр. иск-ве он защищал т-р страстной философской мысли, яркой и смелой образности. Вел преподавательскую работу в з-ще при Моск. евр. т-ре. Соч.: Статьи. Беседы. Речи, М., 1960. Лит.: Гринвальд Я., Михоэлс, М., 1948; Новицкий П., Михоэлс, в кн.: Образы актеров, М., 1941; Фрейдкина Л. М., Король Лир в Московском государственном еврейском театре, [М.], 1935. f}, 3.