О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МИЦКЕВИЧ

МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz), Адам [24.XII.1798, Зао-се (Белоруссия),-26.XI.1855, Константинополь] - польский поэт, драматург, публицист и политический деятель. Родоначальник рево-люц. романтизма в польск. литературе. М. род. в обедневшей шляхетской семье. В 1815-19 учился в Виленском ун-те. Окончив в 1819 исто-рико-филологич. ф-т, был до 1823 учителем в Ковно (Каунас). Принимал активное участие в конспиративной деятельности "Об-ва филоматов", стремившихся к политич. возрождению Польши; в 1823 был арестован и выслан в Россию, где сблизился с прогрессивными кругами рус. общества, с декабристами. К 1826 относится знакомство и начало дружбы М. с Пушкиным. Вслед за первым томом поэтических произведений М., изданным в 1822 в Вильно (Вильнюс), в 1823 вышел второй том, куда вошли II и IV части драматич. поэмы "Дзяды". Фрагменты неза-конч. I части "Дзядов" (названной в подзаголовке "Зрелищем") впервые были опубл. в 1860. III часть "Дзядов", созданная под впечатлением польск. нац.-освободит, восстания 1830-31, была напечатана в 1832 в Париже. В ст. "О критиках и рецензентах варшавских" (изд. 1829) М. выступил против сторонников классицизма с позиций революц. романтизма, утверждая, что драма должна быть посвящена изображению нар. судеб. Мысли о связи драмы с нар. жизнью и с нар. творчеством М. развивал и в статьях "О польской драматургии", "О поэме "Дзяды41", в лекциях о славянских лит-рах, читанных им в парижском Коллеж де Франс в нач. 40-х гг. (наиболее полное отражение театр.-эстетич. взгляды М. получили в лекции, посв. слав. драме, прочитанной 4 апр. 1843). Драма, по мысли М., "должна соединять все стихии истинно национальной поэзии", сочетая в себе разл. виды нар. творчества - от песни до эпопеи. Т-р, в к-ром такая драма может найти достойное воплощение,- т-р синтетический и монументальный. Выступая новатором, прокладывающим пути к монументальному т-ру будущего, т-ру больших социально-философских обобщений, М. подчеркивал, что во Франции только Олимпийский цирк "мог бы быть использован для представления подлинно значительной пьесы", потому что там "можно было бы показать на сцене героические дела и народные массы, которые ныне имеют решающее значение в общественной жизни". Идеи М., нашедшие выражение и в его драматургич. творчестве, оказали большое влияние на современников М. (прежде всего на Ю. Словацкого) и на драматургов и театр. деятелей позднейшего времени (С. Выс-пянский, Л. Шиллер). Примером драмы, раскрывающей в эпич. образах судьбу народа, явились "Дзяды", в особенности их III часть. В основу этого произв. М. положил действительные историч. события, связанные с расправой сенатора Новосильцева с участниками тайных патриотич. организаций в Вильне в 1823. Изображение этих событий М. превратил в широкую историч. картину и в своеобразный отклик на только что отгремевшие события 1830-31 гг. Композиция "Дзядов" необычна. Народный обряд "дзядов"- праздника почитания мертвых, как подчеркивал сам М., "связывает действие в единый узел", помогая ощутить единую трагич. первооснову действия. Гневная страстность взволнованных поэтич. монологов органически спаяна здесь с сатирич. остротой политич. памфлета. Патетичность отдельных сцен соседствует с почти буффонной резкостью нек-рых эпизодов, историч. документированность сочетается с самыми смелыми полетами фантазии. В нек-рой степени в III части "Дзядов" сказались влияния зарождавшегося в пору ее создания мессианизма - мис-тич. учения о жертвенно-искупительном предназначении Польши. А. И. Герцен отмечал, что в "Дзядах" "дух отрицанья сильный, истинно-байроновский, борется с католическим воззрением". Но определяющим началом оказывается здесь именно революционный дух отрицания, непримиримого, бунтарского протеста против деспотизма, Фрагмент III части "Дзядов" был пост. в Кракове в 1848. В 1865 II часть, скомпонованная в виде кантаты под назв. "Призраки", с муз. С. Монюшко,была исполнена на концертной эстраде в Варшаве. Впервые все части "Дзядов" были пост. С. Выспянским на сцене Краковского т-ра в 1901 (Густав-Конрад - Мелевский, Девушка - Высоцкая, Призрак и Сенатор - Котарбиньский, Ксендз и Байков - Зель-верович, Томаш - Брыдзиньский). Среди наиболее значит, пост.- спектакли реж. Шиллера во Львове (1932), Вильно (1933), Варшаве (1934) и Софии (1937). В содружестве с худ. А. Пронашко Шиллер трактовал "Дзяды" как своеобразную нар. мистерию. В нар. Польше "Дзяды" были пост. т-ром "Польски" в Варшаве (1955, реж. А. Бардини; 1964, реж. К. Скушанка и Е. Красовский), т-ром "Людовы" в Новой Гуте (1962, реж. Скушанка и Красовский), Краковским т-ром им. Ю. Словацкого (1963, реж. Б. Коженевский) и др. М.- автор драмы на сюжеты из истории Польши "Барские конфедераты" (сохранились лишь два акта, пост. в Кракове, 1872) и неоконч. трагедии "Якуб Ясинский, или Две Польши" (на франц. яз.). С о 4.:Dziela, wyd. narod., t.l-10,Kr.- Warsz.,1949-52; в рус. пер. - Собрание соч., т. 1-5, M., 1948-54. Лит.: Горский И. К., Адам Мицкевич, М., 1955; С о в e т о в С. С., Адам Мицкевич, Л., 1956; С а н д Ж.,Этюд о фантастич. драме. Гете - Байрон - Мицкевич , "Интернациональная лит-ра", 1941, ј 1, с. 132-35; СтахеевБ. Ф., Третья часть "Дзядов" А. Мицкевича..., "Ученые записки Ин-та славяноведения АН СССР", М., 1954, т. VIII, с. 234- 320; Б э л з а И. Ф., Мицкевич и музыка, в кн.: Литература славянских народов, вып. l. M., 1956, с. 144-62; Слободская Е. А., Проблема реализма в творчестве Адама Мицкевича,[Волгоград], 1960; Живов М., Адам Мицкевич и драматургия, "Театр", 1940, .ј 12, с. 104-113; Ростоцкий Б., Театр Адама Мицкевича, там же, 1955, ;ј 11, с. 147-150; Адам Мицкевич в русской печати 1825-1955. Библиографические материалы, М.- Л., 1957; Ku back i W., Arcydramat Mickiewicza. Studia nad III czescia "Dziadow", Kr., 1951; S i ver t T., Mickiewicz na scenie, [Warsz.], 1957; Mickiewicz na scenach polskich, oprac. Tadeusz Pace-wicz, Wr., 1959; Adam Mickiewicz. Zarys bibliograficzny, Warsz., 1955. Б. Рос.