БАЛЬЗАК
										БАЛЬЗАК  (Balzac),  Оноре  де  (20.V.I799,  Тур,-  18.  VIII.1850, Париж)-французский писатель. Величайший представитель литературы критич. реализма во Франции 19  в.  Род.  в  семье  чиновника.  Получил  юридич. образование. В созданном Б.  цикле  повествовательных  произведений  (97 романов, повестей, рассказов), названном им "Человеческой комедией",  Б. дал  "...самую  замечательную  реалистическую  историю  французского общества, описывая в виде хроники, год за годом, нравы с  1816  по  1848 г." (Э н г е л ь с Ф., см. M арке К. и Энгельс Ф., Соч., т. 28, 1940, с. 28). Б. требовал от писателя высокой общественной ответственности, видел задачу литературы в том, чтобы создавать историю нравов, изучать  жизнь, не копируя факты, а находя их основу,  их  социальный  двигатель.  Метод типизации "путем соединения отдель-яых  черт  многочисленных  однородных характеров" (предисловие к "Человеческой комедии",  Собрание  сочинений, 1951, т. 1), показ человека в развитии, обусловленном социальной средой, позволили Б. с мощной реалистич. силой  воссоздать  типич.  характеры  и обстоятельства совр. ему действительности. Через всю жизнь Б. пронес живой интерес к театру. В юности  он  писал трагедии ("Кромвель", 1820), мелодрамы ("Негр", "Корсиканец", 1822 и  т. д. Мысли о т-ре и картины из жизни совр. т-ра проходят через мн.  статьи и романы Б. С  негодованием  говорит  Б.  о  цензуре,  запретившей  т-ру критич. отражение совр. действительности.  Буржуазия,-пишет  Б.,-  менее либеральная, чем Людовик XIV, дрожит в ожидании своей "Женитьбы Фигаро", запрещает играть "Тартюфа- и, конечно, не разрешила  бы  теперь  ставить "TюpKape", ибо Тюркаре стал властелином ("Блеск  и  нищета  куртизанок", ОГИЗ, 1948, стр. 196). Б.  подвергает  резкой  критике  коммерч.  основу совр. т-ра, его охранительно-бурж. идеологию, отдаленность  от  реальных жизненных проблем. Борясь за  реалястич.  драматургию,  Б.  отвергает  и романтич. драму Гюго, к-рую он обвиняет в нарушении историч.  правды,  в том, что ее "характеры фальшивы", а "поведение  персонажей  противоречит здравому смыслу" (рецензия на "Эрнани", 1830). В годы творч. зрелости он пишет ряд пьес: "Школа супружества" (1837, 1-я пост. 1910, т-р  "Одеон", реж. А. Антуан), "Вотрен" (1840, т-р "Порт-Сен-Мартен", в роли Вотрена - Фредерик-Леметр, спектакль был запрещен после  1-го  представления;  2-я пост. 1850), "Надежды Кинолы" (1842, т-р "Одеон"), "Памела Жиро"  (1843, т-р "Гетэ"), "Делец" (1844, т-р "Жимназ", 1851, в переделке Деннери  под назв. "Меркаде"; во 2-й пол. 19 в. в  роли  Мер-каде  выступал  Э.  Го), "Мачеха" (1848, Исторический т-р).  В  этих  пьесах  Б.  создал  галерею типич. образов банкиров,  биржевиков,  фабрикантов,  политиков,  раскрыл хищничество,  аморальность,  антигуманизм  бурж.   мира.   Стремясь противопоставить хищнич. стихии нравств. совершенство носителей положит. идеала, Б. вносит в свои пьесы черты мелодраматизма. Для драматургии  Б. характерна  острая  конфликтность,  осн.  на   типич.   социальных столкновениях, насыщенный драматизм, историч. конкретность. За  частными судьбами  в  драмах  Б.  всегда  раскрывается  широкий  жизненный  фон. Протестуя против условности и абстрактности  классицистич,  в  романтич. т-ра, Б. стремится насытить драму жизненной достоверностью,  вносит  в  нее характерные черты быта, давая точную речевую характеристику  персонажам. Драмы  Б.  не  поднимаются  до  всестороннего  анализа  социальной действительности, данного в его романах, но они являются важным этапом в характерном для  19  в.  процессе  поисков  драматургии  нового  тина  - драматургии, широко  охватывающей  обществ,  жизнь,  способной  раскрыть сложность отношений в бурж. обществе 19 века. Пьесы Б., а также инсценировки его романов  ставятся  на  сов.  сцене ("Мачеха", 1936-Моск. т-р им. Ермоловой, 1940 - Рус. т-р им.  Грибоедова в ТОилиси; "Надежды Кинолы" под назв. "Гавань бурь", 1933  -  Моск.  т-р Ленсовета, под назв. "Мечты Кинолы",  1954  -  ЦТСА;  "Евгения  Гранде", 1939- Малый т-р, 1940 - Харьковский т-р им. Шевченко; "Человеческая  комедия",  1933  -  т-р  Вахтангова;  "Провинциальная история" по роману "Жизнь холостяка", 1948 - Рус. т-р им.  Грибоедова  в ТОилиси, и др.). С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-24,  ed.  Calmann-Levy,  P.,  1869-76 (v.XVIII- Theatre); в рус. пер.: Собр. соч. в 15 тт., М., 1951-55 (т. 14 -Драматические произведения, М., 1955). Лит.: lylatchich, Le theatre de H. de Balzac, P., 193o;  ГербстманА.. Театр Бальзака, Л.-M., 1938. Е.Ф