О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МУЗИЛЬ

МУЗИЛЬ, Николай Игнатьевич [по уточненным данным, 14(26). XI.1839, Чесмены под Москвой,- 26.VI(9.VII).1906, Москва] - русский актер. Принадлежал к артистич. семье Бороздиных-Музилей. Играл на любительской сцене. В 1865 дебютировал в Малом т-ре, в 1866 зачислен в труппу; работал здесь до конца жизни (с 1903 - засл. арт. имп. т-ров). Живо, весело, с юмором исполнял роли амплуа "простака"; выступал в водевилях и опереттах. Впоследствии раскрылся талант М. как характерного актера. Замечательный исполнитель ролей в произв. А. Н. Островского, М. впервые на сцене Малого т-ра сыграл 20 ролей в его пьесах, в т. ч.: Гаврила ("Горячее сердце", 1869), Петр ("Лес", 1871), Шмага ("Без вины виноватые", 1884). Островский, высоко ценивший М. за знание рус. жизни, простоту и искренность игры, отдал ему для бенефисов 10 своих новых пьес: "Не было ни гроша да вдруг алтын" (роль Е леей, 1872), "Поздняя любовь" (Дормидонт, 1873), "Правда - хорошо, а счастье лучше" (Платон, 1876), "Последняя жертва" (Салай Салтаныч, 1877), "Бесприданница" (Робинзон, 1878), "Невольницы" (Мирон Ипатыч, 1880) и др. Шедевром М. была роль На'рокова ("Таланты и поклонники", 1881). М. умел социально верно раскрыть образ. Его игра отличалась ясностью замысла" отделкой деталей, задушевностью. В исполнение ролей Старого повара ("Плоды просвещения", 1891) и Нарокова М. внес трагический оттенок. Искусство М. высоко ценил К. С. Станиславский. Др. роли: Любен ("Жорж Данден" Мольера, 1866), Мит-рофан и Кутейкин ("Недоросль", 1866, 1882), 1-й крестьянин и Дворцовый повар ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского, 1867), Сбригони ("Г-ндеПур-соньяк" Мольера, 1867), Юродивый ("Борис Годунов", 1880), Добчинский (1883), Заго-рецкий и Тугоуховский ("Горе от ума", 1882, 1902), Жева-кин ("Женитьба", 1889), м-р Форд ("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1890), Чугунов ("Волки и овцы", 1893), Мит-рич ("Власть тьмы", 1895). Лит.: Островский А. Н., Полное собр. соч., т. 16, M., 1953, с. 33, 146, 151, 163-65, 185; Николай Игнатьевич Музиль, "ЕИТ". Сезон 1902-1903, приложения, ' кн. 3, СПБ, с. 11-12; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 147-58; Юрьев Юр., Записки. 1872-1893, Л.-M., 1939, с. 32, 98, 116, 128, 136, 138, 139; Я б л о ч к и н а А., 75 лет в театре, М., I960, с. 219-22. E. Фил.