О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МЮССЕ

МЮССЕ (Musset), Альфред де (11. XII. 1810, Париж,-2. V. 1857, там же) -французский писатель, драматург, поэт. Член Франц. академии (с 1852). В ранней юности испытал влияние прогрессивного романтич. кружка "Сенакль", руководимого В. Гюго. Первые произв. (сб. "Итальянские и испанские повести", в который вошла пьеса "Каштаны из огня", 1829) близки поэзии де-мократич. романтизма своим антибурж. бунтарским пафосом, яркой живописностью. Испытывая отвращение к буржуазной действительности, поэт не верил и в утопич. методы преобразования жизни, иронически относился к оторванному от жизни романтич. идеалу. Первая поставленная на сцене пьеса М.-"Венецианская ночь" (1830, т-р "Одеон")-не имела успеха, т. к. в годы революц. подъема изящная ирония М. оказалась чуждой зрителям. Развенчивая романтич. героя, М. высмеивал не только преувеличенную риторику, чрезмерные страсти, но и патетику борьбы. В 1832 был издан сборник "Спектакль в кресле", в к-рый вошли драм. поэма "Чаша и уста" и пьеса "О чем грезят девушки". В 30-е гг. написаны пьесы, пост. впоследствии в т-ре "Комеди Франсез",- "Каприз" (1847), "Андреа дель Сарто", "Не надо биться об заклад" (обе в 1848), "Прихоти Марианны" (1851), "Любовью не шутят" (1861), "Фантазио" (1866), "Прялка Барбериньгй (1882), а также "Подсвечник" (1848, "Т-р историк") и др. В этих пьесах М. сочетается трагическое и комическое, гротеск и лиризм. В поисках драмы, передающей сложную противоречивость жизни, он разрушает клас-сицистские каноны, следует причудам поэтич. фантазии, добивается свободы формы. Он перебрасывает место действия, нарушает жанровую однотонность пьесы, обнажает условность приемов, вносит в трагедию иронич. подтекст, пародийность. Обычно М. писал свои пьесы прозой, строя гибкий, выразительный, драматически напряженный диалог, раскрывающий мысли и чувства героев. Насыщенные трагич. мироощущением, пьесы M. - свидетельство духовного недуга поколения, лишенного веры в будущее. Герои M.- скорбные скептики, разочарованные, исполненные сомнений, тревоги, иронии, лишенные идеалов, неспособные к активному действию. Лишь в историч. драме "Лоренцаччо" (1834, т-р "Ренессанс" - 1896, в гл. роли Сара Бернар) М. преодолевает лирич. замкнутость своей драматургии. Драма определяет роль народа как решающей силы истории. Глубина философско-политич. обобщений, эпич. масштабность делают "Лоренцаччо" одной из самых значит, историч. пьес 19 в. Но в этой пьесе, созданной после крушения революции 1830 и разгрома восстаний 30-х гг., проявляется неверие М. в возможность революц. преобразования жизни, что придает пьесе пессимистич. направленность. В 1836 М. написал ряд статей ("Переписка Дюпюи и Котоне"), в к-рых высказал свои взгляды на драматургию романтизма. Последние пьесы M.-развлекательные салонные-комедии, воскрешающие жанр аристократич. комедий-пословиц 18 в.,-"Нужно, чтобы дверь была открыта или закрыта" (1845), "Луизон", "Всего не предусмотришь" (1849), "Кармозина" (1850), "Беттина" (1851), "Осели ручей" (1855), ироничные, изящные пьесы, содержащие тонкие психологич. зарисовки, но лишенные глубокого содержания. "Открытие" М.-драматурга произошло в России: актриса А. М. Колосова-Каратыгина пост. в свой бенефис комедию-пословицу "Каприз" (под назв. "Женский ум лучше всяких дум", 1837, Александрийский т-р), заинтересовав этой пьесой Л. Р. Аллан-Де-прео, к-рая играла в Михайловском т-ре. Вернувшись в Париж, Аллан-Депрео сыграла роль мадам де Лери в "Капризе" (1847, "Комеди Франсез") и "ввела в моду" драматургию М. Пьесы М. вошли в репертуар "Комеди Франсез", их ставили крупные франц. режиссеры (Ж. Копо, Ш. Дюллен, Г. Бати, Л. Жуве, Ж. Л. Барро, Ж. Вилар). Роль Лоренцаччо была одной из лучших в репертуаре Ж. Филипа (1959). На сов. сцене ставились: "Лоренцаччо" (1923, Одесский т-р), "Любовью не шутят" (1928, Т-р-сту-дия под рук. Завадского), "Подсвечник" (1943, Ле-нингр. т-р Комедии). Соч.: Comedies et proverbes, v. 1-2, P., 1866- 1867; в рус. пер.-Избр. произведения, т. 1-2,М.,1957; Театр, М.-Л., 1934. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М." 1963; Федоров А. В., Драматургия Альфреда де Мюссе, в кн.: А. д е Мюссе, Театр, М.-Л., 1934, с. 9-28; История франц. литературы, т. 2, М., 1956, с. 306-15; L а-foscade L., Le theatre d'Alfred de Musset, P., 1901, S u a г e s A., Alfred de Musset au theatre. P., 1923. Е. Ф.