О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
На Нб Нв Нг Нд Не Нж Нз Ни Нй Нк Нл Нм Нн Но Нп Нр Нс Нт Ну Нф Нх Нц Нч Нш Нщ Нъ Ны Нь Нэ Ню Ня
 

НАЛБАНДЯН

НАЛБАНДЯН, Микаэл Лазаревич [2 (14). XI. 1829-21.111(2.IV). 1866] -армянский революционный демократ, писатель, философ, литературовед. В 1853 экстерном закончил вост. ф-т Петерб. ун-та. Будучи преподавателем арм. яз. в Лазаревском ин-те, прослушал курс на медицинском ф-те Моск. ун-та. В 1856 опубликовал свои первые стихотворения - блестящие образцы гражд. лирики. 06-щественно-политич. и философские взгляды Н. сложились под воздействием рус. революц. движения 60-х гг., работ Герцена, Огарева. За нелегальную работу был арестован и провел в заключении (в Петропавловской крепости) три года. В 1865 за революц. деятельность был сослан в Камышин, где умер от туберкулеза. Н. заложил основы арм. материалистич. эстетики, развивая в своих статьях о лит-ре и театре принципы Белинского и Чернышевского. Эстетика Н. содействовала созданию в арм. лит-ре и т-ре общественно-обличительного, "гоголевского" направления. Выступления Н. по вопросам т-ра носили программный характер. Для арм. прогрессивной интеллигенции т-р в 60-е годы был одним из центров идейной жизни, поэтому и Н. проявлял живой интерес к театр. иск-ву. В 1859 в журн. "Юсисапайл" опубликовал рецензию на спектакль студентов-армян Моск. ун-та. Взяв под защиту водевиль на совр. тему "Пропали мои пятьдесят червонцев" Аладатяна, он резко выступал против историч. трагедии "Аристакес" Ванандеци. Статья Н. вызвала тревогу в арм. консервативных кругах. В 1861 Н., будучи в Константинополе, произнес речь на открытии арм. т-ра, опубликованную газетой "Мегу" ("Пчела ")в виде статьи под назв. "Национальный театр в Константинополе". Поддерживая зарождающееся арм. проф. театр. иск-во, Н. утверждал, что сцена-это трибуна и т-р должен не только отражать жизнь, но и выносить приговор над ее явлениями. Н. требовал тщательного и продуманного выбора репертуара, в частности отказа от франц. мелодрам. Он выступал в защиту актеров и актрис, смело преодолевавших косные предрассудки, подчеркивал высокое обществ. значение деятельности актера. С о ч.: Избр. соч., Ереван, 1941. Р. 3.