НАЛБАНДЯН
										НАЛБАНДЯН, Микаэл Лазаревич [2  (14).  XI.  1829-21.111(2.IV).  1866] -армянский революционный демократ, писатель, философ,  литературовед.  В 1853 экстерном закончил вост. ф-т Петерб. ун-та.  Будучи  преподавателем арм. яз. в Лазаревском ин-те, прослушал курс на медицинском  ф-те  Моск. ун-та. В 1856 опубликовал свои первые стихотворения - блестящие  образцы гражд. лирики. 06-щественно-политич. и философские взгляды Н.  сложились под  воздействием  рус.  революц.  движения  60-х  гг.,  работ  Герцена, Огарева. За нелегальную работу был арестован и провел  в  заключении  (в Петропавловской крепости) три года. В 1865 за революц. деятельность  был сослан в Камышин, где умер от туберкулеза. Н. заложил основы арм.  материалистич.  эстетики,  развивая  в  своих статьях о лит-ре и театре принципы Белинского и Чернышевского.  Эстетика Н.   содействовала   созданию    в    арм.    лит-ре    и    т-ре общественно-обличительного, "гоголевского" направления.  Выступления  Н. по вопросам т-ра носили программный  характер.  Для  арм.  прогрессивной интеллигенции т-р в 60-е  годы  был  одним  из  центров  идейной  жизни, поэтому и Н. проявлял живой интерес к театр.  иск-ву.  В  1859  в  журн. "Юсисапайл" опубликовал  рецензию  на  спектакль  студентов-армян  Моск. ун-та. Взяв под защиту водевиль на совр.  тему  "Пропали  мои  пятьдесят червонцев"  Аладатяна,  он  резко  выступал  против  историч.  трагедии "Аристакес" Ванандеци. Статья Н. вызвала тревогу в  арм.  консервативных кругах. В 1861 Н., будучи в Константинополе, произнес речь  на  открытии арм. т-ра, опубликованную газетой "Мегу" ("Пчела  ")в  виде  статьи  под назв. "Национальный театр в Константинополе". Поддерживая  зарождающееся арм. проф. театр. иск-во, Н. утверждал,  что  сцена-это  трибуна  и  т-р должен  не  только  отражать  жизнь,  но  и  выносить  приговор  над  ее явлениями. Н. требовал тщательного и продуманного выбора  репертуара,  в частности отказа от франц. мелодрам. Он  выступал  в  защиту  актеров  и актрис, смело преодолевавших косные  предрассудки,  подчеркивал  высокое обществ. значение деятельности актера. С о ч.: Избр. соч., Ереван, 1941. Р. 3.