НАРОДНЫЙ ТЕАТР
НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) Театр, созданный непосредственно самим народом, бытующий в широких массах в формах, органически связанных с устным народным творчеством. В процессе историч. развития художеств. культуры народа первоосновой, дающей начало всей последующей истории проф. театр. иск-ва, является нар. театр. творчество. Элементы драм. действия, содержащегося в трудовых песнях (ранний фольклорный жанр), в древнейших играх и обрядах, постепенно обосабливались, развивались и послужили основой разл. видов Н. т. Из обрядовых земледельч. празднеств, широко распространенных в Др. Греции (сел. празднества в честь бога Диониса), возникли антич. трагедия и комедия. Создателями многообразных форм Н. т. были сами нар. массы, из к-рых со временем выдвинулись особые специалисты театр. дела: в Др. Греции - мимы, в России - скоморохи, в Зап. Европе - жонглеры, шпильманы и др. Выступления актеров чаще всего носили передвижной ("бродячий") характер; в одиночку или небольшими группами они переходили от селения к селению, каждый из исполнителей обычно выступал в нескольких ролях, изменяя свой облик при помощи масок или прибегая к простейшему гриму. Представления разыгрывались на открытом воздухе (в редких случаях использовалось закрытое помещение - сарай, харчевня, рига и др.). Выступления на открытой сценич. площадке, среди шумной толпы, обусловили стилевые особенности Техники актерского исполнения: преувеличенные жесты, особая манера голосоведения и др. Во время действия исполнители устанавливали непосредственный контакт со зрителем, реплики часто адресовались прямо к зрителям, к-рые отвечали острой шуткой. Актеры Н. т. в большинстве своем были неграмотны и заучивали роли "с голоса", ют более опытных исполнителей (лит. запись отсутствовала). Выступления строились на основе сценариев, к-рые давали широкие возможности для импровизации. Актеры Н. т. часто прибегали к пантомиме, к-рая иногда комментировалась чтецом. Мастерство актеров сочетало гимнастику, пение, танец, музыку, цирк. искусство (фокусы, дрессировка), искусство кукольного т-ра. С течением времени их иск-во все более и более специализировалось: вначале отделились цирковые артисты, затем кукольники и др. Традиционность исполнения определила впоследствии возникновение особого вида театр. представлений, получивших устойчивую форму. Эти представления во многих странах носят назв. "традиционного т-ра". В странах народов Азии с древнейших времен существовали и были широко распространены нар. танце вально-пантомимич. муз. представления. На их основе сформировался традиц. т-р народов Азии (индонез.-топенг и ваянг, цейлонский-колам, инд.- катакхали и др.). Творчество нар. актеров было тесно связано с интересами трудовых эксплуатируемых масс. Оно выражало протест народа против власти феодалов и церкви, носило жизнеутверждающий антиаскетич. характер, за что актеры подвергались преследованиям со стороны властей. В то же время Н. т. испытывал воздействие господствующей идеологии.. Феодалы привлекали нар. актеров к своим дворам, использовали их представления для утверждения своей политики. Значительное влияние оказывала на Н. т. религия: ханты-мансийские нар. представления "медвежьего праздника", развившиеся из обрядов почитания животного, индонез.- топенг баронган, инд.-джатра и др. Но нар. актеры часто вносили светские реалистич. элементы в представления религ. драм - ср.-век. мистерия. Критич. отношение народа к представителям феод. знати и гор. буржуазии отчетливо проявилось в фарсе. Традиции фарса и карнавала подготовили появление комедии делъ арте (16 в.). Социальные идеи, критич. мотивы проникали и в представления Н. т. кукол, называвшегося по имени героя представления (Петрушка - в России, Панч-в Англии, Пучинелла - в Италии, Каш-перек - в Чехословакии и др.). Традиции Н. т. получили дальнейшую разработку в творчестве крупнейших драматургов, в иск-ве выдающихся актеров - выразителей демократич. тенденций в т-ре. 2) Н. т.-т-р, деятельность к-рого адресована широкому зрителю. Проблеме развития такого т-ра большое внимание уделяли мн. передовые деятели рус. т-ра - М. Горький и др., на зап.- Р. Роллан, Ф. Жемье Ж. Вилар и др. (см. Театр). Лит.: ФаминцынА. С., Скоморохи на Руси. Исследование...,СПБ, 1889; К истории народного театра, "Этнографическое обозрение", М., 1897-98, кн. 35-38; Ц e х н о-в и ц e p О. В., E p е м и н И., Театр Петрушки, М.-Л., 1927; Герод, Мимиамбы, пер. с древнегреч., М., [1938]; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мо-кульского, т. 1,М.,1956; Авдеев А. Д., Происхождение театра. Л., 1959; Всеволодски й-Г ернгросс В. Н., Русский театр от истоков до середины 18 в., М., 1957; его же. Русская устная народная драма, М., 1959; Janin J., Debureau. histoire du theatre a quatre sous,P.,1832.