О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
На Нб Нв Нг Нд Не Нж Нз Ни Нй Нк Нл Нм Нн Но Нп Нр Нс Нт Ну Нф Нх Нц Нч Нш Нщ Нъ Ны Нь Нэ Ню Ня
 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР, ТНП (Theatre National Populaire, TNP),французский театр. Один из крупнейших и наиболее прогрессивных совр. т-ров Франции. Является государственным наряду с "Коадеди Франсез", "Гранд-Опера" и "Опера комик". Осн. в 1920 в Париже. Первым директором, режиссером и вдохновителем ТНП был Ф. Жемъе. После его смерти (1933) ТНП пришел в упадок. Новый этап в истории т-ра начался в 1951, когда директором ТНП был назначен Ж. В ил ар, заново сформировавший труппу, определивший репертуар, эстетич. принципы т-ра. Вилар поставил перед собой задачу придать театр. иск-ву общенац. значение, приблизить т-р к массовому зрителю, к народу. Стремясь сделать т-'р общедоступным, Вилар осуществил ряд органи-зац. мероприятий: были удешевлены цены на билеты, устраивались выездные спектакли в рабочие предместья Парижа, гастрольные поездки по провинции. В своей художеств. практике ТНП противостоит и изощренному иск-ву эксперимент, модернистских т-ров, и псевдодемократич. иск-ву совр. т-ров бульваров. Репертуар ТНП состоит гл. обр. из классич. произв. мировой драматургии. Спектакли идут почти без декораций и реквизита, из элементов оформления активную роль играют театр. костюм, освещение. Гл. внимание постановщика сосредоточено на актере, от к-рого требуется высокое мастерство сценич. слова, прозрачная ясность мысли. Спектакли ТНП восстанавливают в сценич. иск-ве монументальный стиль, но, в отличие от мн. спектаклей конца 19 в., пост. ТНП насыщены большим внутр. драматизмом. В т-ре работали такие актеры, как Ж. Филип, Д. Сорано, М. Ка-зарес. В 50-х гг. т-р избегал прямых связей с злободневными политич. проблемами времени, стремился прежде всего пропагандировать отвлеченные художеств. и гражд. идеалы. С нач. 60-х гг. под влиянием продолжающегося обострения междунар. и вну-триполитич. обстановки в ТНП возникло стремление к открытой гражд. тенденциозности, гуманистич. и демократич. активности. Для первого периода наиболее характерны спектакли: "Сид" Корнеля (1951), "Принц Гомбургский" Клейста (1952), "Дон Жуан" Мольера (1953), для последних лет -"Карьера Артуро Уи" Брехта (1960), "Мир" по Аристофану (1961). Первые спектакли Вилара в ТНП следовали франц. театр. традициям, в последних ощущается воздействие т-ра Брехта. Новые тенденции ТНП вызвали недовольство со стороны гос. властей. В 1963 Ж. Вилар оставил пост директора т-ра. Директором ТНП был назначен актер и режиссер Ж. Вильсон. Т-р работает в здании дворца Шайо; зрительный зал рассчитан на 2800 мест. В 1956 и 1961 ТНП гастролировал в Сов. Союзе (Москва, Ленинград). Лит.: Beig'beder M., Le theatre en France depuis la liberation, [P.], 1959; V i 1 a r J., De la tradition theatrale, P., 1955; в рус. пер.Вилар Ж., О театральной традиции, М., 1956; Триоле Э., Жан Вилар, "Театр", 1956, ј 9; Б о я д ж и е в Г., Московские гастроли ТНП, там же, ј 12; е г о же, Театральный Париж сегодня, М., 1960; БачелисТ. И., Театр за рубежом, М., 1961. В. Г