НАЦИОНАЛЬНЫЙ  НАРОДНЫЙ  ТЕАТР
										НАЦИОНАЛЬНЫЙ  НАРОДНЫЙ  ТЕАТР,  ТНП  (Theatre  National  Populaire, TNP),французский театр. Один  из  крупнейших  и  наиболее  прогрессивных совр.  т-ров  Франции.  Является  государственным  наряду  с  "Коадеди Франсез", "Гранд-Опера" и "Опера комик". Осн. в 1920  в  Париже.  Первым директором, режиссером и вдохновителем  ТНП  был  Ф.  Жемъе.  После  его смерти (1933) ТНП пришел в упадок. Новый этап в истории т-ра  начался  в 1951,  когда  директором  ТНП  был  назначен  Ж.  В  ил  ар,  заново сформировавший труппу, определивший репертуар, эстетич.  принципы  т-ра. Вилар  поставил  перед  собой  задачу  придать  театр.  иск-ву  общенац. значение, приблизить т-р к массовому зрителю, к народу. Стремясь сделать т-'р общедоступным, Вилар осуществил ряд органи-зац.  мероприятий:  были удешевлены цены на билеты, устраивались  выездные  спектакли  в  рабочие предместья Парижа, гастрольные поездки по провинции. В своей  художеств. практике  ТНП  противостоит  и  изощренному  иск-ву   эксперимент, модернистских т-ров, и псевдодемократич. иск-ву совр.  т-ров  бульваров. Репертуар ТНП состоит гл. обр. из классич. произв. мировой  драматургии. Спектакли идут почти без декораций и реквизита, из элементов  оформления активную роль играют театр. костюм, освещение. Гл. внимание постановщика сосредоточено на актере, от к-рого требуется высокое мастерство  сценич. слова, прозрачная ясность мысли. Спектакли ТНП восстанавливают в сценич. иск-ве монументальный стиль, но, в отличие от мн.  спектаклей  конца  19 в., пост. ТНП насыщены большим внутр. драматизмом. В т-ре работали такие актеры, как Ж. Филип, Д. Сорано, М. Ка-зарес. В 50-х  гг.  т-р  избегал  прямых  связей  с  злободневными  политич. проблемами времени, стремился прежде всего пропагандировать  отвлеченные художеств. и гражд. идеалы. С нач. 60-х гг. под влиянием продолжающегося обострения  междунар.  и  вну-триполитич.  обстановки  в  ТНП  возникло стремление к открытой гражд. тенденциозности, гуманистич. и  демократич. активности. Для первого периода  наиболее  характерны  спектакли:  "Сид" Корнеля (1951), "Принц Гомбургский" Клейста (1952), "Дон  Жуан"  Мольера (1953), для последних лет -"Карьера Артуро Уи" Брехта (1960),  "Мир"  по Аристофану (1961). Первые спектакли Вилара в ТНП следовали франц. театр. традициям,  в  последних  ощущается  воздействие  т-ра  Брехта.  Новые тенденции ТНП вызвали недовольство со стороны гос. властей.  В  1963  Ж. Вилар оставил пост директора т-ра. Директором ТНП был назначен  актер  и режиссер Ж. Вильсон. Т-р работает в здании дворца Шайо; зрительный зал рассчитан  на  2800 мест. В 1956 и 1961 ТНП гастролировал в Сов. Союзе (Москва, Ленинград). Лит.: Beig'beder M., Le theatre en France depuis la liberation, [P.], 1959; V i 1 a r  J.,  De  la  tradition  theatrale,  P.,  1955;  в  рус. пер.Вилар Ж., О театральной традиции, М., 1956; Триоле  Э.,  Жан  Вилар, "Театр", 1956, ј 9; Б о я д ж и е в Г., Московские гастроли ТНП, там же, ј 12; е г о же, Театральный Париж сегодня, М., 1960; БачелисТ. И., Театр за рубежом, М., 1961. В. Г