НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА
НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА - наиболее значительная композиторская и вокально-исполнительская школа итальянского оперного искусства. Возникла в конце 17 в. В Н. о. ш. сложился тип оперы-сериа (серьезной оперы на героико-мпфологич. или условно-историч. сюжет с преобладанием сольных номеров, без хора и балета), определились устойчивые формы арии (типична трехчастная ария да капо), увертюры (т. н. итальянской), типы речитативов (ак-компанированного - с сопровождением оркестра, "сухого"-под аккомпанемент клавесина), достигло высокого развития искусство сольного пения (бель кан-то), мелодического (кантилена) и виртуозно-колоратурного. В 18 в. в Неаполе (и почти одновременно в Венеции) сформировалась также опера-буффа (ко-мич. опера на бытовой сюжет), выросшая на основе реалистич. комедии и народно-бытового песенного творчества. Она обогатила оперно-вокальные формы (разл. типы арий, ансамбли и финалы). Первым видным представителем Н. о. ш. был Ф. Провенцале (г. рожд. не-изв.-ум. 1704). Классич. образцы оперы-сериа создал А. Скарлатти, оперы-буффа - Дж. Перголези. Крупнейшими либреттистами оперы-сериа были А. Дзено и особенно П. Метастазио, К Н. о. ш. принадлежали композиторы Л. Винчи, Ф. Дуранте (1684-1755), Л. Лео, Н. Логрошино (1698-1767), Н. Порпора и др. В жанре неаполитанской оперы-сериа прославились мн. итал. вокалисты-виртуозы: певицы Ф. Куццонщ Ф. Бордони, певцы-кастраты Сенезино Фаринелли и др. В 18 в. Н. о. ш. приобрела мирбвую славу. Ее мастера работали во многих европ. странах (в т. ч. в России). Эстетич. канонам Н. о. ш. следовали нем. композиторы И. А. Гассе, Г. К. Граун, исп.- Д. Терра-дельяс (1713-51) и др. Общие принципы оперы-сериа использовал и самостоятельно развил в. своем оперном творчестве Г. Ф. Гендель. Развиваясь в условиях придворного т-ра Италии и других европ. стран, неаполитанская опера-сериа испытывала разлагающее воздействие гедонистич. вкусов аристократич. публики. Блестящее виртуозное иск-во певцов все более заслоняло в опере драма-тич. и муз. содержание спектакля. Нек-рые композиторы 2-й пол. 18 в. (Н. Йоммелли, Т. Траэтта и др.) стремились усилить муз.-драматич. выразительность оперы-сериа, но не смогли преодолеть кризиса этого жанра. В противовес вырождавшейся опере-сериа все большую популярность приобретала демократич. опера-буффа, достигшая расцвета во 2-й пол. 18 в. В 1760-х гг. в оперу-буффа проникли тенденции сентиментализма, наряду с комедийными и сатирич. элементами ярко выступили черты лиризма. С оперой-буффа связаны лучшие достижения видных мастеров Н. о. ш.- композиторов Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза и др. Лит.: Ливанова Т., История зап.-европ. музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Г р у б е р Р., Гендель, Л., 1935; Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, пер. с франц., М., 1931; его же. Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собрание соч., т. 17,Л.,1935; Иване в-Б о-р е ц к и и М. В. (ред.), Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; Гольдони К., Мемуары, содержащие историю его жизни и его театра, пер. [с итал.], т. 1-2, [Л.], 1933; Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио, Собр. соч., [пер. с франц.], т. 8, М., 1959; Abort Н., W. A. Mozart, [7. Aufl.], Bd 1, Lpz., 1955.