О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
На Нб Нв Нг Нд Не Нж Нз Ни Нй Нк Нл Нм Нн Но Нп Нр Нс Нт Ну Нф Нх Нц Нч Нш Нщ Нъ Ны Нь Нэ Ню Ня
 

НЕЖДАНОВА

НЕЖДАНОВА, Антонина Васильевна [17(29). VII. 1873, дер. Кривая Балка, близ Одессы,- 26.VI.1950, Москва] - русская советская артистка оперы (лири-ко-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Доктор искусствоведч. наук (1944). Род. в семье нар. учителя, любителя музыки, игравшего на скрипке и руководившего деревенскими хорами. Богатая музыкальная одаренность Н. проявилась в раннем возрасте. С 7 лет она выступала солисткой в деревенском, затем гимназическом и любительском хорах. Русские и укр. нар. песни, слышанные Н. в детстве, оказали громадное воздействие на формирование ее вок. дарования. После окончания гимназии Н. работала учительницей в Одесском городском женском уч-ще. Решающее влияние на избрание Н. артистич. деятельности оказало иск-во гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (Н. Н. и М. И. Фигнер, Л. Г. Яковлев, Л. Тетраццини, Дж. Гальвани). В 1899 Н. поступила в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти. В 1902 Н. блестяще окончила консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды ("Иван Сусанин"), была принята в труппу Большого т-ра, где выступала св. 30 лет. Вместе с Л. В. Собиновым, ставшим ее постоянным партнером, Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, В. И. Суком и др. выдающимися рус. певцами и дирижерами Н. боролась за развитие и утверждение демократич. традиций рус. реалистич. оперного иск-ва. Большое значение в творч. биографии Н. имело общение с великой рус. актрисой М. Н. Ермоловой, помогавшей Н. в работе над сценич. образами Виолетты, Мими. В исполнении Н. глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм гармонично сочетались с выдающимся вок. дарованием, виртуозным мастерством. Голос Н.- редкой красоты тембра, звучный и ровный во всех регистрах (вверху достигал фа, соль третьей октавы). Кристальная чистота интонации и ясность дикции, законченность и выразительность вокальной декламации и фразировки составляли отличительные черты реалистич. мастерства выдающейся рус. певицы. Н. утвердила нац. традиции исполнения многих колоратурных и лирич. партий в рус. и запад-ноевроп. классич. операх, создала трогательные, правдивые образы Людмилы, Татьяны, Джильды; Джульетты и Маргариты ("Ромео и Джульетта", "Фауст" Гуно), Лакме, сказочные образы Снегурочки; Волховы, Шемаханской царицы ("Садко", "Золотой петушок"), романтич. образ Эльзы ("Лоэн-грин"), комедийный - Розины и др. Исключительного муз.-вок. и драматич. мастерства. достигала Н. в исполнении партий Антониды и Марфы. С огромным успехом выступила Н. в 1912 на сцен парижского т-ра "Гранд-Опера" в партии Джильды. Большое значение имело творчество Н. для развития вок. концертного исполнительства в России. Она была одной из первых и постоянных участниц т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко, выступала с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, пропагандируя рус. и западноевроп. камерную вок. музыку (среди произведений, посвященных Н.,- "Вокализ" Рахманинова). В обширном концертном репертуаре Н. значительное место занимали также рус., укр. и белорус. нар. песни. Муз.-обществ, деятельность Н. особенно широко развернулась после Октябрьской революции. Н. одна из первых начала выступать в концертах-митингах, в. шефских концертах для рабочих, крестьян и воинов. Красной Армии. С 1924 систематически принимала участие в концертах сов. муз. радиовещания. С 1936 Н. веда педагогич. работу, сначала в студии Большого т-ра, затем в Оперной студии им. К. С. Станиславского. С 1943-проф. Моск. консерватории. Гос. пр. СССР (1943). Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; П о-д о л ь с к а я В., А. В. Нежданова и ее ученики. (Заметки концертмейстера), М., 1960; Г р о ш е в а Е., Великая русская артистка-патриотка, "Сов. музыка", 1950, ј П.. Ник. Г. НЕЖИН - бывший уездный город б. Черниговской губ., ныне - центр Нежинского района Черниговской обл. УССР. С 1820 в Н. существовало учебное заведение под назв. "Гимназия высших наук", где в 1821-28 учился Н. В. Гоголь. По его инициативе в 1827 здесь был создан ученический т-р, дававший открытые спектакли. В числе др. участников этого т-ра были драматург и поэт Н. В. Кукольник, поэт, переводчик и издатель Н. В. Гербель, укр. писатель Е. П. Гребенко. Сам Гоголь с успехом выступал в женских ролях (нянька Василиса - "Урок дочкам" II. А. Крылова, Простакова - "Недоросль" Фонвизина). В Н. воздвигнут памятник Н. В. Гоголю (1881). В 1965 в Н. работает передвижной дра-матич. театр. А. Шн. НЕЖНЫЙ, Игорь Владимирович [p.24.IV(6.V). 1892] - советский театральный деятель. Окончил театр. школу в Одессе. В 1910-19 был актером в т-рах Одессы, Каменец-Подольска и др. В годы гражданской войны - организатор, руководитель и актер первых фронтовых агитпоездов, обслуживавших Красную Армию. Затем перешел на административную работу в т-ре. Участвовал в работе "Мастерской коммунистич. драматургии" (Масткомдрама). Был директором передвижного т-ра "Красный факел", моск. т-ров: Революции, Сатиры, Оперетты, Мюзик-холла, Реалистического и Камерного. В 1940-52 - зам. директора МХАТа. В послевоенный период - директор-распорядитель Т-ра-студии киноактера и Центрального т-ра кукол. Соч.: Былое перед глазами, М., 1963 (лит. запись Н. Лей к и на).