НИЛЬСЕН
										НИЛЬСЕН (Nielsen) - дат. актеры. 1) Николай Петер (28.  VI.  1795-13. III. 1860). Играл в любит,  спектаклях.  В  1820  дебютировал  на  сцене Королевского т-ра (Копенгаген), где работал до конца  жизни.  Крупнейший трагедийный актер, Н. воплотил в своем  иск-ве  лучшие  черты  романтич. школы  дат.  т-ра.  Образы,  создаваемые  Н.,  особенно  герои  трагедий Эленшлегера,  выражали  героико-патриотич.  идеалы  передовой  части общества. У Н. была высокая, стройная фигура,  крупные,  красивые  черты лица, отличный голос  (нередко  исполнял  оперные  партии)  .  Исполнит. манере Н. были чужды выспрен-ная  патетика,  ходульность,  он  раскрывал сложность и богатство  духовного  мира  своих  героев,  противоречивость личных устремлений и обществ, долга. Лучшие  роли:  Ярл  Хокон  и  Эйнар  Тамбешельвер  ("Ярл  Хокон" Эленшлегера),  Аксель,   Торденскьольд   ("Ак-сель   и   Вальборг", "Торденскьольд" Эленшлегера), Палем ("Мулат" Андерсена), Макбет;  Эгмонт (о. п. Гете), Карл Моор. 2) А н н а (4. IX. 1803-20. VII. 1856) - жена и постоянная  партнерша Н. П. Нильсена. С  1821  работала  в  Королевском  т-ре.  Играя  роли  в трагедиях Эленшлегера (мн. из к-рых были предназначены  драматургом  для нее), актриса наделяла своих героинь нравственной  стойкостью,  духовной силой, к-рые контрастировали с ее хрупким, нежным внешним обликом.  Осн. черты дарования Н. были близки творч. манере Н.  П.  Нильсена:  глубокое раскрытие  обществ.  содержания,  психологии  героинь,  гражданств, направленность,  активное  утверждение  идеалов  чести  и  верности, патриотизма. Лучшие роли: Вальборг,  Софья,  Хельга,  Сигне"  Харриет  ("Аксель  и Вальборг",  "Эрик  и  Абель",  "Стеркод-дер",  "Хагбард  и  Сигне", "Торденскьольд" Эленшлегера), фру Хельвиг ("Дом Свена  Дюринга"  Херца), леди Макбет. Н. играла также в комедиях и водевилях, но с меньшим успехом. Лит.: Oversko u Т., Den danske skueplads..., del. 5-6, Kbh., 1875-76; Hansen P., Den danske skueplads, [bd 2], Kbh., [1889-93]. Вл. М.