О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Оа Об Ов Ог Од Ое Ож Оз Ои Ой Ок Ол Ом Он Оо Оп Ор Ос От Оу Оф Ох Оц Оч Ош Ощ Оъ Оы Оь Оэ Ою Оя
 

ОЛДРИДЖ

ОЛДРИДЖ (Aldridge), Айра (ок. 1805, Нью-Йорк,- 10.VIII.1867, Лодзь) - амер. актер. Родился в негритянской семье. С юных лет увлекался т-ром. Начал выступать в 1820-х гг. на сцене небольшого любительского негритянского т-ра в Нью-Йорке. После разгрома этого т-ра расистами сопровождал Э. Кина в его амер. гастролях, вместе с ним выехал в Лондон. В 1826 дебютировал на сцене лондонского т-ра "Ройялти" в роли Отелло, сразу же завоевав горячую симпатию зрителей. Гастролировал в англ. и ирл. провинции; выступал в спектакле "Отелло" с Ч. К ином. Вернувшись в Лондон, работал в т-рах "Ковент-Гарден", "Лицеум" и др. Преследования расистов вынудили О. в 1830-х гг. уехать из Англии. В 1850-х гг. О. совершил длит. гастрольную поездку по странам Европы, имел большой успех; триумфальный прием оказали ему в России в 1858 и последующие годы представители передовой рус. интеллигенции, в т. ч. актеры М. С. Щепкин, П. М. Садовский, А. Е. Мартынов, поэт Т. Г. Шевченко и др., к-рые сочувственно относились к аболиционистскому движению в США, перекликавшемуся с антикре-постнич. настроениями в России, чествовали в О. не только выдающегося артиста, но и великого сына угнетенного негритянского народа. О. был первым амер. актером, завоевавшим всемирную славу исполнением шекспировских ролей. Общепринятой романтически приподнятой, условной трактовке шекспировских образов он противопоставил жизненную правдивость, истинно шекспировскую мудрость и глубину. О. играл почти во всех трагедиях Шекспира. Роль Отелло была ему наиболее близка; в исполнении О. этот образ олицетворял собой негритянский народ, отстаивавший свое человеческое достоинство, равноправие, свободу. О. ярко раскрывал перед зрителем титаническую силу темперамента Отелло и вместе с тем его доброту, простодушие, мягкосердечие. Актер-реалист, О. неизменно стремился к всесторонней сценич. характеристике своих героев. Так, например, Шейлок в его исполнении был не только скупцом и стяжателем, но и нежным отцом и несчастным человеком, олицетворявшим собой преследуемый народ. Выдающейся была его трактовка образов короля Лира, Макбета; Аарона ("Тит Андроник" Шекспира). С успехом играл также в пьесах др. авторов: Мунго ("Висячий замок" Бикерстафа) и др. Пламенный темперамент и живая эмоциональность сочетались у О. сточным самоконтролем; актер превосходно владел голосом, мимикой. О. был талантливым режиссером; он логично и просто объяснял актерам содержание роли, создавал интересные и разнообразные мизансцены, ярко и глубоко раскрывал авторский замысел. О. обогатил про-винц. рус. т-р пост. Шекспира и исполнением шекспировских ролей, опытом серьезной творч. работы над пьесами. За свое .иск-во заслужил прозвище "африканского Росция". Был избран почетным чл. академий в России и Австрии. Лит.: ДурылинС.Н., Айра Олдридж (Ira A Id ridge), М.-Л., 1940. К. Б.