ОЛЬХОВСКИЙ
ОЛЬХОВСКИЙ, Виктор Родион ович (1895-1935)- рус. сов. актер. Засл. арт. Республики (1932). Творч. деятельность начал в провинц. т-рах. С 1921 - актер Малого т-ра. Первые роли: Правдин ("Недоросль"), Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" по Гюго). Яркий темперамент, психологич. глубина образов вскоре выдвинули О. в число ведущих актеров Малого т-ра. О. принадлежит заслуга первого воплощения в Малом т-ре героев сов. драматургии. Он играл Ивана Козыря ("Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина), Краузе ("Бойцы" Ромашова), Морозко ("Разгром" по Фадееву), Хомутова ("Огненный мост" Ромашова). Исполнил роль поручика Ярового в первой пост. пьесы Тренева "Любовь Яровая" (1926). Роли в классич. драматургии: маркиз Поза ("Дон Карлос"), Лейстер ("Мария Стюарт"), Миловидов ("На бойком месте"), Михаил Скроботов ("Враги"), Беркутов ("Волки и овцы"). Я. Рос. ОЛЬШЕВСКАЯ, Галина Сергеевна (р. 29.XI. 1898) - укр. сов. актриса. Нар. арт. УССР (1957)с Чл. Коммунистич. партии с 1951. Проф. актерскую деятельность начала в 1915. До 1930 работала в передвижных укр. т-рах. В 1930-41 и с 1946 - в Черниговском т-ре им. Т. Шевченко. О. создает образы сильных, властных женщин. Наряду с драматическими успешно играет и комедийные роли. Роли: Мотылькова ("Слава" Гусева), Дунька ("Любовь Яровая"), Варвара ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Анна Золота ренко ("Навеки вместе" Дмитерко), Наталья Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Кабаниха ("Гроза"), Пошлепкина ("Ревизор") и др. С. 3. OMEP (Aumer), Жан Пьер (1776-1833) - франц. артист балета и балетмейстер. Иск-ву танца учился у Ж. Доберваля в Бордо. Дебютировал в 1798 в Парижской Опере в балете "Дезертир". Затем исполнил партию Дон Кихота в балете "Свадьба Гамаша" Лефевра. В 1806 дебютировал как балетмейстер, пост. в парижском т-ре "Порт-Сен-Мартен" балеты: "Женни, или Тайный брак", а также "Два креола" Дарондо. Позднее работал балетмейстером в Лионе, Касселе, Вене, с 1820 - вновь в Париже. Как балетмейстер был последователем иск-ва Доберваля, пропагандировал его де-мократич. и реалистич. тенденции, вопреки аристо-кратич. вкусам публики Парижской Оперы. Возобновил и пост. в новой редакции балеты Доберваля, Коралли и др. балетмейстеров: "Антоний и Клеопатра" Крейцера (1808, Париж), "Телемак на острове Калипсо" (1814, Вена), "Пажи герцога Вандомского" Ги-ровеца (1815, Вена), "Жанна д'Арк" Галленберга (1821, Вена), "Сомнамбула" Герольда (1827, Париж), "Тщетная предосторожность" (1828, Париж); "Манон Леско" Галеви (1830, Париж) и др. Будучи балетмейстером Венского придворного т-ра, преподавал в балетной школе, где в 1817-20 среди учениц была Ф. Эльслер. Лит.: GeoffroyJ.-L., Cours de litterature dramatique, v. 5, 6, Р., 1819-20 (v. 5, р. 281-92, 295-96; v. 6, р. 129- 132). Г. Ш.