ОННАГАТА
ОННАГАТА (о я м а ) - актерское амплуа в япон. т-рах Кабуки и Симпа, амплуа актеров-мужчин, исполняющих женские роли. Специализация ролей О. начинается с 1629, когда были упразднены женские трунпы в т-рах Кабуки (онна-кабуки) и женщинам было запрещено выступать на сцене. Окончательное. сформировалось к 1652, после запрещения трупп Кабуки, в к-рых женские роли исполняли юноши (вакасю-кабу-ки). Основатели амплуа О. - Итонари Гондзабуро в г. Киото и Мураяма Сакон в г. Эдо (Токио). За годы существования амплуа О. накопился исполнительский опыт и выработалась специфическая для т-ра Кабуки эстетич. норма. О. подразделяется на вака-0. (молодые женщины) и ка-сягата (старухи). Разновидностями вака-0. являются мусмэгата (девушки), сэванебо (жены в бытовых пьесах), оннабудо (женщины-воины), акуба идокуфу (злые женщины). Ведущий актер амплуа О. наз. "татэояма" и занимает в труппе почетное положение, первое после руководителя труппы. Исполнительское иск-во О. характеризуется подчеркнутой женственностью в движениях и жестах,в манере носить одежду. В старину О. не имели права исполнять мужские роли, но в дальнейшем исполнители ролей оннабудо (женщин-воинов) иногда стали исполнять и ведущие мужские роли (татияку), особенно роли молодых принцев и аристократич. юношей. Наиболее известными исполнителями О. в т-ре Кабуки были Есидзава Аямэ, Накамура Томидзюро, Сэгава Кикунодзе, Иваи Хансиро; в наст. время - Накамура Утаэмон VI, Оноэ Байко VII и Каварадзаки Кунитаро. Об иск-ве О. существуют канонич. лит-ра"Аямэгуса" ("Записки Аямэ") Есидзава Аямэ и Юнна-гата хидэн" Сэгава Кикунодзе ("Секреты оннагата"). Лит. на япон. яз.: Каватакэ С и г э т о с и, Ка-. букиси-но кэнкю, Токио, 1943; Хасэгава Ее и о, Оннагата-но кэнкю, Токио, 1931. Л. Г.