О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Оа Об Ов Ог Од Ое Ож Оз Ои Ой Ок Ол Ом Он Оо Оп Ор Ос От Оу Оф Ох Оц Оч Ош Ощ Оъ Оы Оь Оэ Ою Оя
 

ОРЛОВ

ОРЛОВ, Дмитрий Алексеевич [р. 13 (26).IX.1903]- рус. сов. актер, режиссер и педагог. Нар. арт. БССР (1941). В 1925 окончил ГИТИС. С 1929 работал в Моск. т-ре ВЦСПС. С 1934 - актер моск. Реалистического т-ра, где сыграл роли: Костя-капитан ("Аристократы" Погодина), Швейк ("Бравый солдат Швейк" Гашека) и др. В 1936 начал работать в Рус. гос. т-ре БССР (Могилев), с 1939 О. - худ. рук. этого т-ра. Роли: Лобзик ("Галстук" Глебова), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Хлестаков ("Ревизор"), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь"), Полежаев ("Беспокойная старость"), Каренин ("Анна Каренина"), Селестен ("Интервенция" Славина). Играл роль В. И. Ленина ("Кремлевские куранты"). В дра-матич. ролях О. достигает глубокого проникновения во внутр. мир героя, окрашивая образ лиризмом. Комедийные роли О. отличаются непосредственностью, мягким юмором, творчеству актера присуща театр. выразительность, завершенность формы. Режиссерскую деятельность начал в 1934. Пост. спектакли: "Шестеро любимых" Арбузова (1934), "Барышня-крестьянка" (1937), "Каменный гость" (1937) Пушкина; "Собака на сене" (1939). Лучшие роли 40-60-х гг.: царь Федор Иоанн ович (о. п. А. К. Толстого), Телятев ("Бешеные деньги"), Мэрфи ("Русский вопрос"), Войницкий ("Дядя Ваня"), Чайка ("Что посеешь, то и пожнешь" Полесского), Берсенев ("Разлом"). С 1948 ведет педагогич. работу в Белорус. театрально-художеств. ин-те (с 1952 - рук. кафедры мастерства актера, профессор). Снимается в кино. Лит.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960. С. Пет. ОРЛОВ, Дмитрий Николаевич [8(20).V.1892, г. Спасск, Рязанской губ.,- 19.XII.1955] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1943). В 1916 окончил сценич. студию реж. П. И.Ильина в Харькове. В 1918 был принят в харьковскую труппу Н. Н. Синельникова, оказавшего большое влияние на формирование таланта О. В 1920 играл в Новороссийске у режиссеров В. Б. Вильнера и В. Э. Мейерхольда. Роли: Баренд ("Гибель ,,Надежды"" Хейерманса), Ранк ("Нора") и др. В 1922 поступил в Высшие театр. мастерские под рук. Мейерхольда (Москва); сыграл здесь роли Расплюева ("Смерть Та-релкина" Сухово-Кобылина), Брюно ("Великодушный рогоносец" Кроммелинка) и др. В сезоне 1920/21 работал в Краснодаре в Т-ре им. Луначарского. С 1922-актер Моск. т-ра Революции. Создал остро сатирич. образы Юсова ("Доходное место", 1923), Семена Рака ("Воздушный пирог" Ромашова, 1925), отличавшиеся точностью бытовых, социальных и психо-логич. характеристик, остротой формы, доходящей до гротеска. Наиболее характерные черты иск-ва О., одного из крупнейших представителей рус. актерской школы,- народность, острота наблюдений, аналитич. глубина, задушевность и искренность, жизнерадостный, светлый юмор, мастерское владение словом; эти черты особенно ярко раскрылись в роли Степана ("Поэма о топоре" Погодина, 1931). Осн. тема творчества О. - становление сознания простого человека, его духовный рост. Среди ролей О. в 30-е гг.-Умка ("Умка- Белый медведь" Сельвинского, 1935), Тристан, Менго ("Собака на сене", 1937, и "Фуэнте овехуна", 1938, Лопе де Вега). В дек. 1941 О. вступил в труппу Моск. т-ра драмы (в 1943 слит с Моск. т-ром Революции, ныне Т-р им. Вл. Маяковского). Исполнил здесь одну из лучших своих ролей - Глоба ("Русские люди" Симонова, 1942). "Орлов вложил в эту роль такую душевную силу,такую широкую русскую удаль, от него веяло таким дерзким, насмешливым презрением к опасности и даже к самой смерти, что он в глазах зрителей сразу стал главным героем этого спектакля" (Симонов К., Русский талант, см. сб. "Д. Н. Орлов", 1962, с. 247). В 1944 О. перешел в МХАТ. Роли: Конюков ("Дни и ночи" Симонова), Лука ("На дне"), Перчихин ("Мещане") и др. С 1931 О. выступал также как чтец (Гос. пр. СССР, 1947). Нац. своеобразие и певучая мелодичность его речи, предельная искренность исполнения сделали О. непревзойденным интерпретатором таких произв., как "Тихий Дон" и "Поднятая целина" Шолохова, "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, "Василий Теркин" Твардовского, "Конек-Горбунок" Ершова и др. Снимался в кино. Среди др. ролей: От-ченаш ("Конец Криво-рыльска" Ромашова), Ре-дуткин ("Человек с портфелем" Файко), Сомов ("Инга" Глебова), Ковалев ("Павел Греков" Вой-техова и Ленча), Кутузов ("Давным-давно" Гладкова), Мирон Горлов ("Фронт"). Лит.: Яковлев В., Д. Н. Орлов, М., 1953; Д. Н. Орлов. Книга о творчестве, [М., 1962]. С. К.