О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Оа Об Ов Ог Од Ое Ож Оз Ои Ой Ок Ол Ом Он Оо Оп Ор Ос От Оу Оф Ох Оц Оч Ош Ощ Оъ Оы Оь Оэ Ою Оя
 

ОСТУЖЕВ

ОСТУЖЕВ (наст. фам. - Пожаров), Александр Алексеевич [16(28).IV.1874-1.III.1953] - рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье ж.-д. машиниста. Сценич. деятельность начал в 1895 в воронежской антрепризе А. М. Медведева. В 1896 О. поступил на Драматич. курсы Моск. театр. уч-ща (ученик А. П. Ленского). С 1898 О.- актер Малого т-ра, (сезон 1901-02 играл в Т-ре Корша). Первая значит, роль О. в Малом т-ре - Ромео ("Ромео и Джульетта", 1901). В этой роли проявился глубокий лиризм иск-ва О. В период работы в Т-ре Корша О. с выдающимся успехом сыграл роль Алеши ("Дети Ванюшина"), раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной купеч. семьей. Внутренне близким Ромео в исполнении О. был Чацкий (1902). В ранних ролях О. отчетливо выявились осн. особенности его творчества. Уже в эти годы актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у опытных певцов, в т. ч. и у Ф. И. Шаляпина. Наиболее близким творчеству О. было героич. иск-во M. H. Ермоловой. Идеи борьбы за справедливость и правду воодушевляли О. как человека и артиста. Играя Жадова (1907), О. выражал идеи протеста, борьбы. Незнамов (1908) в исполнении О. выступал в защиту человеч. прав. В этом образе звучал протест против несправедливости обществ, устройства России. Социальную трагедию раскрывал О. в образе Освальда (1909). Во всех своих ролях О. подчеркивал героич. начало. Его герои - чистые, внутренне прекрасные люди, бросающие обвинение обществу, основанному на лжи, обмане, стяжательстве. Понимание задач актерского искусства как высокого долга служения народу помогло О. продолжать играть на сцене, несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 О. потерял слух). Труд актера превратился для него в подвижничество; О. выработал систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре. Октябрьская революция внесла новое содержание в яонимание О. героического. В 20-е гг. он принимал участие в обслуживании рабочего зрителя. Образы О. были пронизаны пафосом борьбы (Карл Моор и др.), Вершинами творчества О. в сов. время стали трагедийные образы Отелло (1935) и Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940). В основе образа Отелло, созданного О., было противоречие между благородной, чистой, полной любви и доверия к людям человеческой личностью и обществом, построенным на социальной несправедливости и нац. неравенстве. Спектакль Малого т-ра благодаря игре О. стал этапом в истории сов. т-ра. Как борца за высокие идеалы гуманизма, за свободу человеч. мысли трактовал О. и Уриэля Акосту. Героич. образы О., исполненные пафоса гражданского идеала, всегда были подлинно человечными. Все свое внимание О. сосредоточивал на выражении внутр. духовного мира своих героев, их высокого интеллекта, благородства, чистоты, искренности в любви к людям. "Основной темой своих героических образов я всегда считал идею добра", - писал О. Поэтому ему и не удавались отрицательные роли. Идейные позиции О., борца за иск-во героич. и гуманное, определяют собой и художеств. форму его образов. О. была свойственна романтич. приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его иск-ве с величайшей искренностью в передаче чувств. Высокий духовный строй героев О. находил выражение и в приподнятости интонационного звучания голоса, и в пластич. решении роли, отличавшемся обобщенностью, законченностью ху- дожеств. лаконизмом. Все эти особенности героич. иск-ва О. делают его наследником романтич. школы рус. актерского иск-ва. Гос. пр. СССР (1943) за выдающиеся достижения в области актерского иск-ва. Др. роли: Теодоро ("Собака на сене" Лопе де Вега 1917) Бассанио ("Венецианский купец", 1923), Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1924), Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" по Гюго, 1926), Барон ("Скупой рыцарь", 1937). Лит.: Старейшие мастера Малого театра. Автобиографии..., М.. 1949; Александр Алексеевич Остужев, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, M., 1956, с. 496-588; "Уриэль Акоста", трагедия К. Гуцкова.Спектакль Гос. ордена Ленина Акад. Малого театра, М., 1940; Ходорков-ская Л.,Клинчин А., Остужев - актер Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник. 1958, М., 1958; Филиппов В. А., А. А. Остужев, М.-Л., 1945. JJ Ход.