О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Оа Об Ов Ог Од Ое Ож Оз Ои Ой Ок Ол Ом Он Оо Оп Ор Ос От Оу Оф Ох Оц Оч Ош Ощ Оъ Оы Оь Оэ Ою Оя
 

ОСТЭРВА

ОСТЭРВА (Osterwa), Юлиуш (23. VI. 1885-10. V. 1947) - польский актер, режиссер, театр. деятель. Начал выступать на сцене в 1904 в "Т-ре Людовы"; с 1905 - в лит.-сатирич. кабаре "Зеленый шарик" (Краков). Одновременно играл в Краковском т-ре (наиболее значит, роли: паж Хена - "Иола" Жу-лавского; Эдзио - "Женщина без изъяна" Заполь-ской; Поэт - "Человек из суфлерской будки" Рит-нера; Герцог -- "Двенадцатая ночь"; герцог Рейхш-тадский -"Орленок" Ростана и др.). В 1906-15 работал в т-рах гг. Познани, Вильно, Варшавы. В 1915 был интернирован как австр. подданный в центр. Россию; работал актером и режиссером в польских театр. коллективах Самары и Москвы, пост. ряд крупнейших произв. польской драматургии: "Болеслав Смелый" и "Свадьба" Выспянского (выступал в роли Жениха), "Легкомысленная сестра" Пежиньского (роль Топольского), исполнил также роли: Фантазий и Сляз (о. п. и "Лилла Венеда" Словацкого), ксендз Петр ("Дзяды" Мицкевича, фрагмент). С 1916 работал в польской труппе под рук. Ф. Рыхловского в Киеве (пост. "Месть" и "Девичьи обеты" Фредро, "Стойкий принц" Кальдерона, пер. Словацкого, "Горштын-ский" Словацкого). В эти годы О. познакомился с иск-вом МХТ, учением его руководителя К. С. Станиславского, что оказало воздействие на дальнейшее творчество О. В 1918 вернулся в Варшаву, где организовал передовой экспериментальный т-р "Редута" (руководил до 1939), положив в основу его деятельности принципы, близкиетворч. программе M XT (установка на высокоидейный, художественно полноценный репертуар, подчинение всех компонентов спектакля единому замыслу, создание ансамбля, воспитание актера в духе высоких гражданских и этич. требований). В этом т-ре исполнил роли: Дон Фернандо ("Стойкий принц"), Кордиан (о. п. Словацкого), Конрад ("Освобождение" Выспянского) и др. Одновременно О. работал в др. театрах (1923-25), рук. т-ром "Розмаитости", позднее "Т-р Народовы" в Варшаве, в 1932-35-Краковским т-ром. В годы гитлеровской оккупации О. был связан с подпольными театр. коллективами Кракова. После освобождения Польши принял активное участие в строительстве нового, нар. т-ра, с 1946 руководил объединением городских т-ров Кракова, в том же году пост. "Лиллу Венеду" ("Т-р Польски",Варшава),выступая одновременно как актер, организовал в Кракове раматич. школу и был ее директором. В своем режиссерском и актерском творчестве О. утверждал правду чувств, глубокое проникновение в духовную жизнь героя. Обаяние, изящество и артистичность исполнительского иск-ва О. были неразрывно связаны с высокой интеллектуальностью, глубиной, человечностью и благородной сдержанностью сценич. рисунка роли. Лит.: История Польши, т. 3, M., 1958 (статья Б. Ростоцкого); Hennelowa J., Szaniawski J.. Juliusz Osterwa, Warsz., 1956. Б. Рос,