ПАНТОМИМА ЦИРКОВАЯ
ПАНТОМИМА цирковая - назв. тематич. сюжетного представления. В цирковых П., наряду с мимич. сценами, используется текст (диалоги, монологи), представление насыщается цирковыми трюками, феерич. эффектами. На арене лондонского цирка Аст-лея в конце 18 в. и особенно парижского цирка Фран-кони в нач. 19 в. развитие получает постановочная, батальная, романтич. П., в к-рой гл. внимание уделяется конным сценам и феерич. эффектам. В период утверждения диктатуры Наполеона I в цирке Фран-кони ставятся романтич. П., возвеличивающие сильную личность ("Смерть капитана Кука", "Фра-Дья-воло", "Мазепа" и др.). Особенный успех имели П., прославляющие Францию и ведущиеся ею войны ("Победа Виллара", "Конде, или Победа при Рокруа" и др.). Йостепенно в П. включались и разговорные сцены. В 30-е гг. 19 в. прославление Франции и гл. обр. Наполеона в цирковой П. усиливается, в то же время П. приобретает мелодраматич. направленность ("Аустерлиц", "Республика,империя и сто дней", "Египетские пирамиды" и др.). Наличие в представлениях большого количества разговорных сцен привело к тому, что действие часто переносилось с арены на сцену (на арене шли только батальные конные эпизоды). С'конца 19 в. ставились детские П. В 1873 в цирке Э. Ренца в Берлине, в 1875 в цирке Г. Чинизелли в Петербурге шла П.-балет "Золушка", все роли в к-рой исполняли дети, в 1882 у Чинизелли - "Тысяча и одна ночь". Ставились также П.-дивертисменты, включающие танцы: "Русская свадьба" (1884), "Парижская жизнь" (1897) - в Петерб. цирке Чинизелли и др. При пост. цирковой П. арена заполнялась водой (в 1886 в Париже был открыт цирк со спец. устройством для пост. представлений на воде). В нач. 19 в. "обстановочные" П. шли в берлинском цирке П. Буша. Мн. из них пропагандировали колониальные империалистич. устремления крупной нем. буржуазии ("В Юго-Восточной Африке", "Сибирь" и др.). В конце 19 в. в США в цирках Буффало Билла ставились П. из жизни пионеров освоения амер. материка, при этом индейцы изображались жестокими и вероломными, а белые завоеватели смелыми и благородными. П., пропагандировавшие империалистич. устремления рус. буржуазии, шли в 1914-17 в моск. цирке Никитиных: "Русские герои на Карпатах..." и др. Иную направленность и широкое развитие получила П. в сов. цирке.Уже в 20-е гг. на аренах моск., петрогр. и др. цирков шли агитационные П. В Москве была пост. П. "Черный пират" (1929, реж. Э. М. и В.Ж.Тру-цци) о борьбе франц.крестьян с угнетателями-феодалами, затем "Махновщина" (1929, сценарий В. 3. Масс, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б. Краснянский) о борьбе Красной Армии с контрреволюц. бандитами. В 1930 пост. П.-феерия "Москва горит" Маяковского, рисующая эпизоды революции 1905. Среди П. 30-х гг.- "В огне восстаний" Г. С. Венецианова и А. А. Жарова (1931, Москва, реж. Н. М. Горчаков) о борьбе инд. народа против колонизаторов, "Бунтарь Кармелюк" (1931, Киев, пост. Г. П. Юры) о герое укр. народа. В 1936 ленингр. цирк пост. "Шамиль" Кузнецова (реж. В. В. Максимов). Во время Великой Отечеств, войны пост. П.: "Трое наших" (1942, Москва, сценарий А. Н. Афиногенова и М. И. Бурского, пост. Н. М. Горчакова и А. Н. Ши-рая), "На подступах Москвы" (1943, Ташкент), "Народ-вые мстители" (1943, Иванове и др.). В 50-х гг. пост. "Песня докеров" (1950, Казань, сценарий и пост. М. С. Местечкина), "Маленький Пьер" (1951, Москва, сценарий В. А. Никулина,пост. М. С. Местечкина), "Приключение поводыря с медведем" (1953, Ленинград, сценарий Н. Р. Эрдмана, пост. Н. Н. Зиновьева), "Карнавал на Кубе" (1962, Москва, сценарий Л. А. Кулиджанова, М. С. Местечкина, Ю. В. Никулина, пост. М. С. Местечкина), "Бахчисарайская легенда" (1963, пост. Н. Н. Зиновьева, Минск). Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953; его же. Советский цирк, М., 1963. Я). Д.