ПЕКИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА
ПЕКИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА (ц з и нс и - столичный театр) - один из жанров кит. традиционного т-ра см ю и. Возник в конце 18- 1-й пол. 19 вв. в результате слияния т-ров провинции Аньхой и Хубэй. В 1790 в Пекине выступала аньхойская труппа "Три радости", позднее еще три труппы той же провинции - "Сыси", "Чуньтай" и "Хэчунь", к-рые вскоре слились и образовали труппу "Четыре большие труппы аньхойской школы". В конце 20-х - нач. 30-х гг. 19 в. из Хубэя в Пекин приехала труппа актеров т-ра ханьцзюй. Оба театр. жанра пользовались большой популярностью и вскоре заняли ведущее положение среди пекинских т-ров. Со временем они слились и образовали новый жанр, получивший название П. м. д. Мелодич. основой П. м. д. служили мелодии пихуан. П. м. д. вобрала в себя обширный репертуар и технику актерской игры Аньхойского и Хубэйского т-ров. Большое влияние на формирование П. м. д. оказал также и куныпаньский жанр (кунъцюй). П. м. д. использовала мелодии и сюжеты этого жанра, муз. инструменты, танц. мастерство. К сер. 19 в. в П. м. д. объединились Аньхойский и Хубэйский т-ры и т-р куньцюй. П. м. д. стала ведущим театр. жанром, популярным и у широкого зрителя и у придворной аристократии. В 50-60-х гг. 19в.П.м.д. покровительствовал императорский дом, что повлекло за собой аристократизацию жанра, превращение его в развлекательное зрелище для избранной публики. В конце 19 в. новая бурж. интеллигенция, отрицавшая феодальную культуру и традиционное театр. иск-во, вы ступила против П. м. д. Ведущие актеры П. м. д.- Ван Яо-цин, Мэй Лань-фан, Оуян Юй-цянь и др., стремясь сохранить традиционный т-р, предприняли попытку реформировать П. м. д. (введение совр. сюжетов, стремление к реалистич. манере игры и др.). Реформа не была осуществлена из-за трудностей, связанных с изменением вековых канонов традиц. т-ра. Спектакли П. м. д. разыгрываются актерскими труппами, к-рые группируются вокруг крупнейших мастеров этого жанра. В исполнительской манере П. м. д. наметились два стиля: пекинский и шанхайский (менее традиционный, испытывающий влияние европ. т-ра). В начале антияпонской войны (1937-45) в Освобожденных районах Китая был организован Научно-исследовательский театр. ин-т, поставивший в новой редакции две пьесы традиционного репертуара П. м. д.- "Три удара по Чжуцзячжуану" и "Уход в горы Лын-шань". Реформа П. м. д. началась после 1949. (В 1951 было опубликовано "Указание Административного совета Центрального народного правительства о проведении реформы классической драмы"). Вульгаризаторски-упрощенный подход к вопросу о народности иск-ва, его связи с политикой привели к запрещению значит, произведений из репертуара П. м. д. В 1958 была пост. первая пьеса на совр. тему"Седая девушка". Однако в репертуаре П. м. д. по-прежнему преобладали произведения о прошлом страны. В нач. 60-х гг. в Китае возникла дискуссия о репертуаре новых пьес П. м. д., подчеркивалась необходим мость создания пьес на совр. тему. Летом 1964 в Пекине состоялся Первый Всекитайский фестиваль совр. П. м.д. Среди спектаклей П. м. д.-"Об этом забывать нельзя", "Пламя в камышах", "Красный фонарь" и др. В 60-х г.вПекине и Шанхае работает неск. трупп,вы-ступающих в жанре П. м.д. Среди ведущих режиссеров П. м. д.: Цун Шэнь, Вэн Му, А Цзя, Вэн Оу-хун и др. Лит. см. при ст. Китайская драматургия и театр. С. С.