ПЕРГОЛЕЗИ
ПЕРГОЛЕЗИ (Pergolesi), Перголезе (Рег-golese), Джованни Баттиста (4.1.1710, Ези,- 16.III.1736, Поццуоли, близ Неаполя) - итал. композитор. Музыке учился в Неаполитанской консерватории у Ф. Дуранте и др. Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы. Первая опера-сериа П. "Салюстия" была пост. в 1731 в неаполитанском т-ре "Сан-Бартоломео" (с интермедиями "Нерина и Ниббио"). Затем последовали: "Гордый пленник" (1733, там же, с интермедией "Служанка-госпожа"), "Адриан в Сирии" (1734, там же, с интермедией "Ливь-етта и Траколло"), "Олимпиада" (1735, т-р "Арджен-тина", Рим), "Фламиний" (1735, т-р "Нуово", Неаполь) и др. Строго следуя стилистич. традициям неаполитанской оперной школы (стройность архитектоники, осн. на чередовании арий и речитативов, и др.), П. создал свой индивидуальный муз. язык, пронизанный интонациями неаполитанской нар. песни; музыке его опер-сериа свойственны нежный и страстный лиризм, изящество, мелодичность. Интермедия П. "Служанка-госпожа" - первая классич. итал. опера-буффа, положившая начало расцвету этого жанра. Она отличается простотой структуры, живостью сценич. действия, яркой психологич. обрисовкой характеров действующих лиц. Опера быстро завоевала популярность; до сих пор сохраняется в репертуаре т-ров мира (в России впервые пост. в 1773; на сов. сцене - 1933, Ленинград). Оперы-буффа П. близки к итал. комедии дель арте и бытовым муз. жанрам. Творчество П. способствовало утверждению демократич. и реалистич. тенденций в итал. оперном иск-ве и оказало влияние на развитие комич. оперы в др. странах (в частности, во Франции, где успех опер П. вызвал т. н. "войну буффонов). П.- автор кантат, ораторий и др. хоровых (в т. ч. знаменитая "Stabat Mater"), a также инструмент. произв. Лит.: И в а но в-Б орецкий М. В. (ред.), Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; R a d i с i o t t i G., G. B. Pergolesi..., Roma, 1910; Della Corte A., L'Opera italiana nel* 700, v. 1, Bari, 1923.