ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (в театре)- способность актера действовать на сцене в образе др. человека (того персонажа, к-рого он изображает в данной пьесе). П.- творческая основа, гл. отличительная особенность иск-ва актера. Голос, пластика, дикция, темперамент являются средствами, развивающими технику сценич. П., способствуют созданию образа. Существует иск-во т. н. внешнего П.: резкое изменение актером своей внешности, придание своему облику черт характерности, индивидуального и типич. своеобразия, помогающих характеристике сценич. персонажа. Более высокая стадия развития реализма в актерском творчестве связана с иск-вом внутреннего П.- способностью актера целиком жить на сцене мыслями и чувствами, присущими изображаемому им лицу. Существуют актеры, неузнаваемо меняющие в каждой роли свой внешний облик, и актеры, индивидуальность к-рых .всегда угадывается, кого бы они ни играли. К последним относятся художники, гражданственное творчество к-рых пронизывает единая тема, определяемая их мировоззрением. Таким было творчество П. С. Мочалова, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссар-жевской и др. Содержание, границы, эстетич. принципы П. менялись на протяжении истории мирового и рус. т-ра в зависимости от идейных, нац., художественных и стилевых особенностей разл. сценич. течений, направлений JS. школ. Законы античного т-ра и драмы определяли контрасты и границы П. актера, носившего трагич. или комедийную маску. На одном полюсе- величие, страдания, страсти благородных героев или царственных злодеев, на другом - смешные, гиперболически подчеркнутые низменные черты сатирич. персонажей. Условно стилизованные образы положительных или отрицательных героев, строго зафиксированные, обобщенные характеры и типы в т-рах Востока (древнекитайском или японском) также регламентировали возможности П. актеров. В эпоху Возрождения в итал. т-ре масок - комедии делъ арте, иск-во П. основывалось на легкости включения актера в сценич. действие, мастерстве щу-товских "розыгрышей", переодеваний, неожиданных переходах от слез к смеху, от лирики к фарсу. Все значительные идейно-эстетич. направления актерского иск-ва выдвигали особые художественные задачи, давали свое истолкование творческому П. Классицизм подчеркивал различие мастерства П. в процессе создания образов высокой трагедии и комедии. В трагедии, согласно правилам нормативной эстетики, от актера требовались идеализация, благородство облика, гармония в проявлении чувств. Большее разнообразие, житейское правдоподобие образов и типов допускались в классицистской комедии. Романтизм с его вниманием к личности человека придавал значение не столько внешней индивидуализации персонажей, сколько умению актера проникнуть в мир неистовых страстей и вольнолюбивых стремлений героя. Выдающимися мастерами П. в западноевропейском театре были: Д. Гаррик, Г. Ирвинг (Англия), Фреде-рик-Леметр,С. Бернар, А. Антуан, Л. Жуве (Франция), Э. Поссарт, Т. Сальвини, Э. Росси (Италия) и др. Становление и расцвет иск-ва П. связаны с развитием реализма в т-ре, с требованием правдивого, объективного воспроизведения жизни во всем многообразии ее явлений и типов. Новое понимание мастерства П. в России было связано с творч. принципами М. С. Щепкина (влезать "в кожу действующего лица", не подделаться, а "сделаться" и т. д.) и с иск-вом др. выдающихся рус. актеров 19 в. П. М. Садовский, В. В. Самойлов, В. .Н. Давыдов, Е. А. Мартынов, А. П. Ленский, М. Г. Савина и др. не только создавали выразительный внешний облик персонажа, но и неповторимый тип, характер героя. Новую эпоху в развитии иск-ва П. открыл реализм Моск. Художеств. т-ра. К. С. Станиславский считал П. основой актерского мастерства. Изучению путей и методов сценич. П. он посвятил осн. разделы своей творч. системы (см. Станиславского система). Опираясь на многовековой опыт истории т-ра, Станиславский создал теоретич. и практич. основы работы над ролью, развивающие способность актера жить и действовать на сцене, ощущать себя изображаемым героем, сливаться с образом. В процессе перевоплощения большое внимание уделялось так называемому "гриму души", верно понятой и схваченной сущности характера и типичности действующего лица. Актеры MX Т достигли огромного диапазона, разнообразия П. В одни и те же годы И. М. Москвин создал выдающиеся сценич. образы странника Луки ("На дне"), царя Федора ("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого), Снегирева ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Федора Протасова ("Живой труп"); В. И. Качалов - старца Берендея ("Снегурочка"), Пети Трофимова ("Вишневый сад"), Барона ("На дне"), Чацкого; О. Л. Книппер-Чехова - Наталии Петровны ("Месяц в деревне" Тургенева), Насти ("На дне"), Леля ("Снегурочка"), Аркадиной ("Чайка") и др. Высокого мастерства и разнообразия сценич. П. достигли актеры сов. т-ра. Богатство и сложность характеров, яркость и масштабность образов составляют основу й-ск-ва социалистического реализма. Особое внимание в актерском иск-ве стало уделяться социальной характеристике образа. Е. Б. Вахтангов определял задачу П., как "органическое выращивание у себя на время репетиции такого мироотношения и миропонимания, как у данного образа" ("Из режиссерских заметок", см. сб. "Мастерство актера", 1935, с. 331); но он был против перенесения на сцену натуралистической правды, выступал за правду художественную, театральную (отсюда иронически красочная игра в его спектакле "Принцесса Турандот"). В процессе П. стала отчетливее и активнее проявляться гражданская позиция сов. актера. Иск-во П. приобрело особую социальную остроту, выразительность и общественную значимость (Н. П. Хмелев в ролях большевика Пеклеванова в "Бронепоезде 14-69", сановника Каренина в "Анне Карениной", жестокого врага рабочих Николая Скроботова во "Врагах"; В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой, и др.). Лит.: СтаниславскийК. С., Собр. соч. в 8 тт., т. 3, М., 1955; Вахтангов Е., [О мастерстве актера. Режиссерские заметки], в сб.: Мастерство актера, М., 1935; П о-п о в А. Д., Об искусстве перевоплощения актера, в сб.: Режиссерское искусство сегодня, М., 1962. А. Д.