ПЕРЕЖИВАНИЕ В АКТЕРСКОМ ИСКУССТВЕ
ПЕРЕЖИВАНИЕ в актерском искусстве - способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как свои собственные. Термин "П." подчеркивает непосредственность творч. процесса актера, подлинность его жизни на сцене в предлагаемых автором обстоятельствах. П. является творч. основой системы К. С. Станиславского. Добиваясь единства П. и перевоплощения, Станиславский искал для актера путей к органич. действию на сцене. Он утверждал, что если актер на основе текста драматурга в предлагаемых пьесой обстоятельствах будет "логично, последовательно, по-человечески" мыслить и действовать на сцене, он неизбежно начнет жить чувствами своего героя. "На нашем языке это называется: переживать роль", - писал Станиславский (Собр. соч., т. 2, 1954, стр. 25). См. Станиславского система, Искусство актера. Н. Гор. ПЕРЕПЕЛЬСКИЙ - см. Некрасов, Н. А. ПЕРЕС ГАЛЬДОС (Perez Gal dos), Бенито (10. V. 1843-4.1.1920) - исп. писатель, драматург. Представитель критич. реализма в исп. лит-ре. Лит. деятельность начал в 1870. С 1892 работал в области драматургии. Написал 22 пьесы на социально-бытовые и исторические сюжеты. В драмах "Действительность" (1892, театр Комедии, Мадрид), "Герцогиня де Сан-Кинтин" (1894, там же), "Донья Перфекта" (1896, там же) П. Г. отразил распад феодального общества, рост капиталистич. отношений в Испании, религиозный фанатизм. Для более поздних пьес П. Г.-- "Электра" (1901, т-р "Эспаньоль", Мадрид), "Дед" (1904, там же), "Кассандра" (1910, там же)-характерны широта охвата жизни, острая социальная направленность, антиклерикальный пафос, мастерство психологич. анализа. В драм. произв. "Селия в аду" (1913, там же), "Сестра Симона" (1915, Т-р инфанты Изабеллы) проявилось снижение критико-реалистич. устремлений П. Г. под влиянием либерально-реформистских идей. Драматургия П. Г. пользовалась поддержкой демократич. кругов Испании. Премьера "Электры", рассказывающей о девушке, восстающей против монастырского заточения, стала выдающимся обществ, событием, вызвала массовые манифестации в адрес политич. и церковной реакции. В пьесах П. Г. выразился протест против упадочнич. драматургии т. н. "поколения 1898 года", возникшей после поражения Испании в войне с Сев. Америкой. В драмах "Электра" и "Кассандра" сильна критика бегства от жизни, философии мистицизма. С о ч: Obras completas, v. 1-6, Madrid, 1950-54. Лит.: Bueno M., Teatro espanol contemporaneo, Madrid, 1909; A 1 a s L. (Clarin), Galdos, Obras completas, v. 1. Madrid, 1912, С h о п о п В e r k o v i t z Н., Perez Galdos. Spanish liberal crusader, Madison, 1948; CasaldueroJ., Vida y obra de Galdos, Madrid, 1951. В. Ч.