О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ - наиболее распространенный вок. жанр. Сложился в муз. нар. творчестве, широко разрабатывается в проф. музыке. В муз. театре встречаются следующие разновидности П.: 1) колыбельная (колыбельная Волховы в "Садко", Антонины в "Семье Тараса" Кабалевского); 2) героические П. (П. Клер-хен в муз. Бетховена к трагедии Гете "Эгмонт", хоровые П. в операх Верди "Ломбардцы", "Макбет"), в рус. музыке - богатырские, молодецкие П. (П. Тучи в "Псковитянке", хоровые П. в сцене под Кромами в "Борисе Годунове", П. в "Войне и мире" Прокофьева); 3) бриндизи (застольная П.); 4) серенада', 5) плач, отпевание (П. Ксении в "Борисе Годунове", Ярославны в "Цнязе Игоре"; П. "Памяти павших" в "Судьбе человека" Дзержинского); 6) шуточные П. (3-я П. Леля в "Снегурочке"; П. Ильиничны в муз. Глинки к трагедии Кукольника "Князь Холмский"); 7) величальные П.- рус. нац. жанр ("Слава" в "Князе Игоре" и "Борисе Годунове", величание новобрачных в "Русалке"); 8) П.-пляска (три П.-пляски Кармен, хороводная П. Садко); 9) П.-рассказ (П. заморских гостей в "Садко"); 10) баркарола', 11) эпиталама', 12) обрядовые П. (в операх "Майская ночь", "Снегурочка"); 13) в сов. муз. т-ре-массовая П. (П. молодогвардейцев в "Молодой гвардии" Мейтуса, П. "От края и до края" в "Тихом Доне") и др. Драматургически П. используется как средство характеристики персонажа (песенка Герцога), быта, окружающей обстановки (хор "Девицы-красавицы" в "Евгении Онегине", обрядовые П.), для передачи эмоционального состояния героя ("Исходила младещенька" в "Хованщине"; колыбельная Светланы из муз. Хренникова к пьесе "Давным-давно" А. Гладкова). При этом П. часто вносит острый контраст в эмоциональную атмосферу сцены (скорбная П. Наташи на свадебном пиру в "Русалке"). П. может быть муз. основой большой сцены ("П. об иве" и застольная П. Яго в "Отелло" Верди), выступать как лейтмотив (П. школьниц в "Семье Тараса" Кабалевского, колыбельная Сольвейг в муз. Грига к драме Ибсена "Пер Гюнт"). Иногда П. исполняется без оркестрового сопровождения (П. Хозе во 2-м акте оперы "Кармен", П. Любаши в "Царской невесте"). Очень часто, особенно в рус. музыке, используются нар. П. целиком, т.е. музыка и текст ("Купался бобер" и др. в "Снегурочке", "Высота" в "Садко"); иногда только мелодия ("Слава" в "Борисе Годунове", величание Хованского в "Хованщине") или нар. текст ("Сватушка" в "Русалке"). Изредка П. заимствуется (цитируется) из произв. др. композиторов (напр., песенка Графини в "Пиковой даме" - из оперы Гретри "Ричард Львиное Сердце"). Лит.: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1962, с. 155-57; Ярустовский В., Драматургия русской оперной классики, М., 1953, с. 296301; С о x o p А., Песня в опере, в. сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 3, М.-Л., 1964. р д