О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПИСКАТОР

ПИСКАТОР (P.iscator), Эрвин (р. 17.XII.1893)- нем. режиссер. В 1914 был практикантом в Мюнхенском придворном т-ре. Слушал лекции в ун-те по истории иск-в, философии и германистике. В 1919 вступил в Коммунистич. партию Германии. В 1919 открыл в Кенигсберге т-р "Трибунал", где ставил пьесы А. Стриндберга,Ф. Ведекинда,К. Штернхейма. В 1920-21 вместе с молодыми актерами и любителями из рабочих организовал в Берлине "Пролетарский т-р". Совм. с участниками труппы написал и пост, пьесу "День России", призывавшую к активной поддержке Сов. России. Представления давались в залах рабочих собраний полулегально. В 1923-24 (совм. с драматургом Г. И. Рефишем) руководил Центр, т-ром, где пост. "Мещане" (1923); "Настанет время" Роллана (1923), "Власть тьмы" (1924). По заданию Коммунистич. партии Германии написал и пост. по-литич. обозрения "Ревю Ротер Руммель" (1924) и "Несмотря ни на что" (1925). В 1924- 1927-режиссер т-ра "Фолькс-бюне" (Берлин). В своих творческих исканиях П.опирался на революц. крыле зрительской организации "Фолькс-бюне". Здесь он поставил "На дне" (1927) и пьесы прогрессивных нем. драматургов: "Парус над горизонтом" Леон-хардта (1925), "Кто плачет о Юкенаке" Рефиша (1925), "Буря над Готландом" Велька (1927; в этот спектакль были вмонтированы кинокадры из истории борьбы пролетариата в разных странах). Стремясь дать современное сценическое истолкование классики, П. пост. в 1926 в "Штатстеатре" спектакль "Разбойники" в совр. костюмах, с изменениями в тексте. В 1927 П. открыл в Берлине свой первый т-р - Т-р Пискатора. Здесь (в помещении "Лессинг-театра") он ставил антиимпериалистич. и антивоенные пьесы: "Распутин" (1927, по мотивам пьесы А. Н. Толстого "Заговор императрицы"), "Гоп-ля, мы живем!" Тол-лера (1927), "Швейк" (1928, по роману Гашека). Из-за преследования властей и отдаленности от рабочих районов П. в 1928 закрыл т-р. В 1929 т-р под рук. П. открылся вторично в этом же помещении. Была пост. пьеса прогрессивного нем. драматурга В. Ме-ринга "Берлинский купец" (1929). В третий раз П. открыл т-р в 1930 в рабочем р-не Берлина (в помещении "Вальнертеатр"), к-рый работал до 1932. Здесь были пост. "Тай-Янг пробуждается" Вольфа (1931), "Луна слева" Билль-Белоцерковского (1930), "Инга" Глебова (1931). При т-ре существовала студия. В 30-е гг. П. был чл. исполнит, комитета Интернац. раб. театр. союза. В 1929 написал книгу "Политический театр", в к-рой рассказал о своей деятельности в области политич. революц. т-ра. Книга переводилась на мн. языки (в т. ч. на укр. и рус.) и заслужила высокую оценку сов. критики. Режиссерская деятельность П. имела большое значение для развития революц. т-ра и антифашистской драматургии в 20-30-х гг. 20 в. Под его рук. начали свой творч. путь мн. деятели театр. агитпропколлек-тивов - "Юнге фольксбюне", "Театра молодых актеров". П. сотрудничал с драматургами Б. Брехтом, Ф. Вольфом, Э. Толлером и др. Одним из первых в Германии выдвинул и осуществил идею политич. театра - т-ра революционного, призванного стать орудием в политич. борьбе пролетариата. Стремление охватить в спектакле широкий круг социально-историч. явлений, показать размах рабочего движения, активизировать мысль зрителя определили новые режиссерские приемы. П. вводил в спектакль проекции статистич. таблиц, лозунгов, фотомонтаж, кинохронику, развертывал действие одновременно на нескольких площадках, используя новые сценич. конструкции - движущиеся дорожки, сегментную сцену и т. д. Он организовывал дискуссии по социальным проблемам в зрительном зале* включая их в ткань спектакля. После установления гитлеровской диктатуры П. эмигрировал из Германии. До 1935 жил в СССР, затем в США, участвовал в работе прогрессивных рабочих и студенч. т-ров. В 1947 возвратился в Германию, ставил спектакли в Мангеймском т-ре - "Разбойники" (1947); "Обыватель и поджигатели" Фриша (1959) и в ряде др. т-ров Зап. Германии. В Мюнхенском т-ре "Каммершпиле" пост. инсценировку "Беседы беженцев" Брехта (1962), в "Шиллер-театре" (Зап. Берлин) - инсценировку романа "Война и мир" Толстого (1952). С 1962 П.- художеств. рук. т-ра "Фрейе фольксбюне" (Зап. Берлин). Соч.: Das politische Theater, В., 1929. Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии Л.- М., 1933; Лацис А., Революционный театр Германии, М., 1935; J h e r i n g H., Von Bernhardt bis Brecht, B., 1962; K u p k e P., Piscator und sein politisches Theater, "Theater der Zeit", B., 1957, Studien JSi 5, Beilage zu Heft 11, Nov., S. 9-28. И. Н.