О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПЛАВИЛЬЩИКОВ

ПЛАВИЛЬЩИКОВ, Петр Алексеевич [24. III (4.IV).1760, Москва,-18(30). X. 1812, К анево Тверской губ.]- русский актер и драматург. Род. в купеческой семье. Окончил Московский университет (1779). В 1779-93 был актелом Петерб. т-ра (в 1787-93- инспектор труппы). Затем перешел на моск. сцену. Красивая внешность, мелодичный голос способствовали успеху П. в трагедиях: Ярб, Тит ("Дидона", "Титове милосердием Княжнина), Эдип ("Эдип в Афинах" Озерова). Однако исполнение П. трагедийных ролей отличалось внешней эффектностью, рассудочностью, холодностью. Наиболее полно его талант раскрылся в бытовой комедии и мещанской драме, где актер поражал зрителей "натуральностью", "чувствительностью", т. е. естественностью, искренностью своего исполнения. Лучшие роли создал в спектаклях "Недоросль" Фонвизина (Правдин, Скотинин), "Бевер-лей" Сорена (загл. роль), "Отец семейства" Дидро (гл. роль), "Сын любви" Коцебу (Пастор) и др. П. известен также как драматург. Горячо ратуя за демократизацию рус. т-ра, П. выступал против засилия на рус. сцене переводных пьес, считал необходимым изображать в качестве героев купцов и даже крестьян. В то же время он отрицательно относился к драматургии, несущей передовые идеи времени, опасной, по его мнению, для "отечественного образа правления" (просветит, трагедии Вольтера и Я. Б. Княжнина, политически острая драматургия Бомарше и Мерсье, рус. сатирич. комедии Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста и др.). Его трагедии, проникнутые монархич. тенденциозностью, написаны в классицист-ском духе, насыщены внешними эффектами. В трагедии "Рюрик" (первонач. назв. "Всеслав", 1791) П., полемизируя с "Вадимом Новгородским" Княжнина, наделяет князя Рюрика всеми добродетелями, а республиканца Вадима изображает злодеем и интриганом. Наибольший интерес представляют комедии П.,в к-рых показаны нар. нравы и быт. Однако часто он рисовал нар. жизнь в идиллич. тонах. Так, в комедии "Бобыль" (1790, Эрмитажный т-р) все конфликты разрешаются благодаря вмешательству благодетеля-помещика. В "Сидельце" (1793) комедийно-сатирич. сцены, подчеркивающие темноту, невежество, самодурство купеч. среды, сочетаются со сценами, изображающими честность и добродетельность лучших представителей этой среды. Соч.: Соч., ч. 1-4, СПБ, 1816. Лит.: Кони Ф., Один из русских трагиков, "Пантеон и репертуар русской сцены", СПБ, 1850, т. 1, кн. 2, с. 1; Кулакова Л. И., П. А. Плавильщиков (1760-1812), M.- Л., 1952; Жихарев С. П., Записки современника, т. 1, М.- Л., 1955; Асеев Б., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958; Всеволод-ский-Гернгросс В., Русский театр второй половины XVIII в., М., 1960. Ю.Д.