ПОУЛЬСЕН
ПОУЛЬСЕН (Poulsen) - семья дат. актеров. Эмиль (9.VII.1842-8.VI.1911) - учился в Копенгагенском ун-те, одновременно участвовал в спектаклях Студенч. об-ва. В 1867 дебютировал в Королевском т-ре (Копенгаген). В числе значит, творч. достижений П.: Гамлет; Альцест ("Мизантроп" Мольера), Леандр ("Маскарад" Хольберга), Попо и Георгий ("Пальнатоке", "Варяги в Царьграде" Эленшлегера), Петер ("Капричиоса" Оверскоу). Наиболее последовательно новаторство П., основоположника школы психологич. реализма в дат. т-ре, выразителя дум и настроений прогрессивной интеллигенции, раскрылось на материале драматургии Ибсена и Бьернсона, к-рую он пропагандировал. Роли: епископ Николае, Люннестад, Берник, Хельмер, Яльмар Экдаль, доктор Штокман, Сольнес, Боркман ("Борьба за престол", "Союз молодежи", "Столпы общества", "Кукольный дом", "Дикая утка", "Враг народа", "Строитель Сольнес", "Йун Габриель Боркман" Ибсена), Сверре, Саннес, Рийс ("Король Сверре", "Банкротство", "Новая система" Бьернсона). П. был актером высокой культуры, требовательно относился к себе и партнерам, боролся с мелодекламацией, внешними эффектами, во многом способствовал обновлению и очищению от рутины актерского иск-ва. В 1900 оставил из-за болезни Королевский т-р. В 1903-04 работал в Копенгагене режиссером Нар. т-ра, в 1906-09 - консультантом "Дагмар-театра". Олаф (26.IV.1849-26.III.1923). Брат Эмиля П. В 1867 дебютировал в Королевском т-ре. С творчеством П. связан один из наиболее значит, этапов развития комедийной традиции - ведущей в исполнительском иск-ве мастеров Королевского т-ра. Эта традиция развивалась гл.обр. на основе комедий Хольберга. П. сыграл ок. 35 ролей в его произв., в т. ч. Хенрик ("Маскарад", "Хенрик и Пернилла", "Счастливое кораблекрушение", "Краткое девичество Пер-ниллы", "Абракадабра"), Ольдфукс ("Якоб фон Тибое"), Арлекин ("Невидимка"), Чилиан ("Улисс из Итаки"), Пер Пономарь ("Эразмус Монтанус"), Йеппе ("Йеппе с горы"), Корфиц ("Комната роженицы"). Унаследовав все ценное из творч. практики предшественников, П. отказался от консервативной тенденции скрупулезно восстанавливать общий рисунок роли, интонации, отдельные находки предыдущих исполнителей этих ролей. Э. Брандес отмечал, что О. "совершенно отбросил маску и приобщает нас к тому, что живет в его душе, что познано им; лицо становится зеркалом его внутреннего мира" (Brandes E., Dansk skuespilkunst, Kbh., 1880, s. 332). Он дал новое истолкование образа забитого, нищего крестьянина Йеппе, подчеркнув его нравств. превосходство над бароном, вызывая в зрительном зале не только смех, но и боль за поруганное человеч. достоинство. П. создал также сатирич. образы копенгагенских филистеров в комедиях и водевилях 19 в.: Фальсмол ("Кубышка" 'Олуфсена), Цирлих ("Первоапрельские дурачки" Хей-берга), Скоруп ("Сберегательная касса" Херца), лейтенант фон Бюддинг и Кране ("Соседи", "Приключение в пути" Хострупа). П. был одарен музыкальностью, имел голос, богатый интонациями. Он кропотливо работал над ролью, искал точные и выразит. жесты, интонации, новые психологич. мотивировки. В 1917 оставил сцену. Преподавал в школе при Королевском т-ре. Адам (р. 19.XI.1879). Сын Эмиля П. Дебютировал в 1901 на сцене "Дагмартеатра" (Копенгаген). В 1903-05 работал в Нар. т-ре (Копенгаген), где играл роли героев-любовников, затем в течение года учился в школе при т-ре М. Рейнхардта (Берлин). В 1906-09 - актер, в 1911-14 - директор "Даг-мартеатра", в 1909-10, 1915-16, 1930-31 выступал в Королевском т-ре. В 1910, 1922-23 возглавлял "Т-р на открытом воздухе" (Копенгаген), в 1916-19- Шведский т-р (Хельсинки). В 20-е гг. гастролировал в разл. городах Дании, а также в Швеции, США. Был одним из крупнейших дат. трагедийных актеров, обладал голосом редкой красоты и интонационного многообразия, могучим темпераментом. Среди ролей: Гамлет, Ромео, Карл Моор; Скуле ("Борьба за престол" Ибсена), Сигурд Крестоносец (о. п. Бьерн-сона), Эйвинн ("Горный Эйвинн и его жена" Сигур-йоунсона). К числу его лучших сценич. работ относятся роли в трагедиях Эленшлегера: Ярл Хокон, Аксель, Джулио Романо, Хагбарт, Харальд (о. п., "Аксель и Вальборг", "Корреджо", "Хагбарт и Сигне", "Варяги в Царьграде"). П. покорял неистощимой фантазией в роли Принца ("Однажды" Драхмана), тонким психологизмом и бытовой достоверностью в роли Хельмера ("Кукольный дом"). В 1931 оставил сцену и выступал как чтец. Автор книги "Искусство актера" (1919). Йоханнес (17.II.1881-14.X.1938). Сын Эмиля П. С 1901 работал в "Дагмартеатре", с 1909 до конца жизни - в Королевском т-ре. Аналитич. направленность творчества П., его умение раскрывать обществ, и психологич. мотивы поведения героев, тяготение к сложным противоречивым характерам сочетались с острой, лаконичной выразительностью внешнего рисунка роли. Роли: Юлий Цезарь (о. п. Шекспира), Жан де Франс, Эразмус Монтанус (о. п. Хольберга), Герман ("Оловянщик-политикан" Хольберга), Алладин, Вильхельм (о. п. и "Аксель и Вальборг" Эленшлегера), Нонпарель ("Рецензент и животное" Хейберга), Мортенсгор ("Союз молодежи" Ибсена), Левин ("За стенами" Натансена), Эрик XIV (о. п. Стриндберга), Федор Протасов ("Живой труп" Л. Толстого), Генрих VIII ("Кант" Мунка), Судья ("Ева отбывает свою детскую повинность" Абелля) и др. С 1917 одновременно работал режиссером. Лучшие пост. И. отличались эпич. масштабностью, тщательной разработкой массовых сцен, ритмич. экспрессией: "Алладин" Эленшлегера (1919), "Буря" (1922) и "Двенадцатая ночь" (1933) Шекспира, "Торденскьольд" Эленшлегера (1935), "Избранные" Мунка (1934). Лит.: Hansen Р., Den danske skueplads, Bd 3, Kbh [s d ]; В г a n d e s E., Emil Poulsen, Olaf Poulsen, в кн.: Dansk skuespilkunst, Kbh., 1880; Kirkeby A., Olaf Poulsen, Kbh., 1926; Nathansen H., Johannes, Poulsen og Poul Reumert, Kbh., 1918; его же, Johannes Poulsen, Kbh., 1946. Вл. М.