О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПРИСТЛИ

ПРИСТЛИ (Priestley), Джон Бойнтон (р. 13.IX. 1894) - англ. драматург и писатель. Сын провинциального учителя. Окончив школу, был мелким служащим, учился в Кембриджском ун-те, затем работал журналистом. Инсценировка первого романа П. "Добрые товарищи", сделанная в 1931 совм. с Э. Кноблоком, положила начало драматургич. деятельности П. Первая его пьеса "Опасный поворот" (1932) выдвинула автора в число ведущих англ. драматургов. Острое восприятие драматизма совр. жизни определяет в творчестве П. стремление разрешить большие социальные и нравственные проблемы современности. П. обличает пороки англ. бурж. общества, лицемерие господствующего класса и лживость его морали ("Опасный поворот", "Инспектор пришел", 1947), осуждает стяжательство ("Сокровище", 1953), показывает недовольство обездоленных, их ненависть к богатой верхушке общества ("Люди в море", 1937). Но П. призывает к проведению постепенных реформ, считая, что они должны привести к установлению более справедливых форм общественной жизни ("Они подошли к городу", 1944). Вместе с тем в образе героя пьесы "Семейство Линден" (1947) П. с сочувствием показывает человека, не идущего на компромиссы с реакционными тенденциями совр. капиталистич. Англии. По драматургич. методу пьесы П. распадаются на две группы. В традиционной реалистич. манере написаны: "Корнелиус" (1935), "Когда мы женаты" (1938), "Семейство Линден" и др. Сюда же относятся пьесы "Ракитовая роща" (1934) и "Райский уголок" (1934), проникнутые глубоким лиризмом и носящие следы влияния драматургии Чехова. Пьеса "Странное происшествие, случившееся с мистером Кеттлом и миссис Мун" (1955) носит фарсово-комедийный характер. Другую группу составляют пьесы, в к-рых смело применяются театр. условности, в первую очередь - смещение во времени. Этот прием встречается уже в "Опасном повороте", где в действие включаются эпизоды, возвращающие персонажи к прошлому. "Время и семья Конвэй" (1937) также имеет ретроспективное развитие сюжета. В пьесе "Джонсон над Иорданью" (1939) этот прием доведен до крайности: герой умер, и уже после его смерти происходит как бы переоценка всей его жизни. В "Музыке ночью" (1947) удачное применение условных приемов позволяет П. создать ряд острых психологич. ситуаций. Персонажи пьесы слушают концерт, и в то время, как играет музыка, они, предаваясь размышлениям, в больших монологах раскрывают свои мысли и чувства, отношение к присутствующим здесь лицам, с к-рыми связаны их судьбы. Эта драматургич. условность, как и появление таинств, потустороннего персонажа - инспектора полиции в пьесе "Инспектор пришел", служит П. для постановки острых нравств. вопросов, и утверждения ответственности каждого человека за свои поступки. Пьесы П. ставятся в т-рах Сов. Союза: "Опасный поворот" (1939 - Ленинград, Казань, Днепропетровск и др.; 1940 - Ашхабад, Ереван, Куйбышев, ТОилиси, Петрозаводск, Харьков и др.; 1957 - Москва); "Он пришел" ("Инспектор пришел") (1945 - Ленинград, Москва, Киев, Баку, Саратов, Пермь и др.). Соч.: The plays, v. 1-3, L., 1948-50. Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958, с. 412-14, 709-10; Современный английский театр. Сб., сост. Ф. Крымко, М., 1963; В г о w n I., J. В. Priestley, L. 1957. A. A. ПРИСЯЖНЮК, Андрей Александрович fp. 5(18). VII.1912] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Сценич. деятельность начал во Владивостокском ТРАМе (1930-32). Работал в Благовещенске, Спасске (1932-37), Уссурийске (1937-38). С 1938 - арт. Владивостокского т-ра. П.- комедийный актер, обладает пластичностью, музыкальностью, мягким юмором, обаянием. Лучшие роли: Счастливцев; Робинзон ("Бесприданница"), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Крым ("Калиновая роща" Корнейчука), Кисель ("Много шума из ничего"), Часовщик ("Кремлевские куранты"), дед Слива ("Стряпуха", "Стряпуха замужем" Софронова), Шельменко ("Шельмен-ко-денщик" Квитки-Основьяненко), Перфишка ("Трое" по Горькому), Ефимов ("Фальшивая монета" Горького), Гулам ("Глубокая разведка" Крона), Пикалов ("Любовь Яровая"), Бельтран ("Мадридская сталь" Лопе де Вега). Лит.: "Театральная жизнь", 1960, ј12, с. 23. А. Лоб.