ПРОКОФЬЕВ
ПРОКОФЬЕВ, Сергей Сергеевич [11(23). IV. 1891. с. Сонцовка, Екатеринославской губ., - 5. HI, 1953, Москва] - рус. сов. композитор, пианист, ;ш рижер. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил выдающееся муз. дарование. С 5 лет обучался игре на фортепьяно под рук. матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В 1902-03 брал уроки композиции у Р. М. Глиэра. В 1904 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1909 по классу композиции А. К, Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914-по классам фортепьяно А. Н. Есиповой и дирижирования Н. Н. Черепнина. В 1908 начал выступать как пианист с исполнением своих произв. в Петербурге, Москве, а позднее и за рубежом. Лучшие ранние произв. П. - фп., симф., вок.- отличаются острой характерностью муз. образов, то дерзко-насмешливых, то темпераментно-волевых. В рус. и мировой музыке тех лет иск-во П. выделялось молодой энергией, задором, жизнерадостностью, свежестью и обаянием. В то же время в нек-рых его соч., написанных для балетной труппы С. П. Дягилева, отразились устремления, типичные для модернистского иск-ва предреволюц. лет. П. увлекался экстравагантными "варварскими" сюжетами, остро саркастич., гротескными образами; музыка его была порой отмечена нарочитой гармонич. жесткостью, изломанностью -мелодии. Таковы нек-рые страницы "Скифской сюиты" для симф. оркестра (1915), созданной на основе музыки балета "Ала и Лоллий" (соч. 1914, пост. В. Ни-жинским, 1927, т-р "Колон", Буэнос-Айрес), "скоморошьего" балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1921, труппа "Рус. балет С. Дягилева", т-р "Гете лирик", Париж). В лирико-драма-тич. опере "Игрок" по о. п. Ф. М. Достоевского (соч. 1916, 2-я ред. 1927, пост. 1929, т-р "Де ла Мон-не", Брюссель; 1964, Дом Союзов, Москва, концертное исполнение) П. стремился развить декламационные оперные традиции Даргомыжского и Мусоргского. В 1918-32 П. жил за рубежом, сначала в США, а с 1921 во Франции. В начале этого периода П. создал остроумную оперу-сказку "Любовь к трем апельсинам" по К. Гоцци (1921, Чикаго; 1926, ГАТОБ), задуманную вместе с В. Э. Мейерхольдом. Условно-иронич. драматургия оперы пародирует штампы нату-ралистич. и псевдоромантич. т-ра. Значит, интерес представляет опера "Огненный ангел" по одноим. роману В. Я. Брюсова (соч. 1927, концертное исполнение 1928, Париж; пост. 1955, фестиваль в Венеции), воскрешающая образ Германии 16 в. в экспрессивной, остро драматич. манере. В Париже были пост. новые балеты П. "Стальной скок" (1927), "Блудный сын" (1929, оба пост. труппой "Рус. балет С. Дягилева", Т-р Сары Бернар, Париж) и "На Днепре" (1932, "Гранд-Опера", пост. С. Лифаря). В 20-30 гг. П. выступал как пианист с авторскими концертами во мн. странах мира, в т. ч. в СССР (с 1927). В 1932 П. возвратился на родину. Тесная связь с новой, сов. действительностью, постоянное сотрудничество с мастерами сов. лит-ры, т-ра и кино обогатили творч. деятельность композитора значит, идеями, благородными этич. замыслами. П. занял одно из почетных мест в ряду активных строителей сов. муз. культуры. Композитор с особым увлечением работал в области оперы и балета, применял оригинальные муз.-сценич. приемы динамизации оперной формы, обогащал ее новейшими достижениями симфонизма и вок. декламации. Для сов. т-ра П. написал оперы: "Семен Котко" по повести В. П. Катаева "Я сын трудового народа" (1940, Оперный т-р им. Станиславского, Москва), "Обручение в монастыре" по комедии "Дуэнья" Шеридана (1946, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Война и мир" по роману Л. Толстого (концертное исполнение, Ансамбль сов. оперы ВТО, 1944, 2-я ред. оперы, там же, 1953; пост. 1-я часть 1946, Ленингр. Малый оперный т-р; полностью пост. 1959, Большой т-р), "Повесть о настоящем человеке" по о. п. Б. Полевого (1948, Т-р оперы и балета им. Кирова); балеты: "Ромео и Джульетта" по Шекспиру (1938, Брно; 1940, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Золушка" (1945, Большой т-р), "Сказ о каменном цветке" по мотивам уральских сказов П. П. Бажова (1954, там же). П. написал также оратории ("На страже мира", "Иван Грозный"), музыку к фильмам, симф., вок. и камерно-инструмент. произв. Нек-рые инструмент, произв. П. были положены в основу балетных инсценировок (сюита к фильму "Поручик Киже", симф. сказка "Петя и Волк", "Классич. симфония"). Поворот к подлинно реалистич. иск-ву, проникнутому глубокой человечностью, лирич. одухотворенностью и драматизмом, с наибольшей силой сказался в таких произв. П., как балет "Ромео и Джульетта" и кантата "Александр Невский" (1938, создана на основе музыки П. к одноим. фильму). Балет "Ромео и Джульетта", отмеченный шекспировской мощью образов и ярким реализмом музыки, явился крупным достижением сов. и мирового балетного иск-ва; кантата "Александр Невский" по-новому раскрыла в музыке тему патриотизма рус. народа. Рус. нац. начало е большой силой и своеобразием воплощено также и в др. произв. П., поев. героич. прошлому России (опера "Война и мир", музыка к фильму "Иван Грозный"), темам сов. современности (опера "Повесть о настоящем человеке", кантата "Здравица", 1939), образам нар. сказки (балеты "Золушка", "Сказ о каменном цветке"). П.- художник-новатор ярко индивидуального склада. Интерес к живой натуре, эпич. жанрам, умение скупыми штрихами воплощать человеч. характеры сближают П. с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым. К сильным сторонам творчества П. относятся живописная конкретность и меткость муз. образов - эпически величавых, лирически мягких или заостренно сатирических. Музыке П. свойственны богатство и выразительность мелодий, то мечтательных, то суровых или характерно скер-цозных, стремит, энергия ритмов, нередко маршевых или танцевальных, свежесть и изобретательность модуляц. приемов, мастерство и блеск инструментовки. П. обогатил нац. стиль совр. рус. музыки новыми оригинальными гармониями, активными волевыми ритмами. В своих лучших вок. произв. П. метко воспроизводил речевые интонации, продолжив в этой области опыт рус. классиков Даргомыжского и Мусоргского. Наиболее значит, оперы П., в первую очередь монументальная историч. эпопея "Война и мир", отмечены правдивостью характеристик, обаянием лирич. эпизодов, богатством и живостью речитативов, динамичностью действия. Творчество П. оказало заметное влияние на советских, а также зарубежных композиторов. Его оперы и балеты с успехом идут на мн. сценах СССР и зарубежных стран. Гос. пр. СССР (1943, в янв. и июне 1946, в 1947, 1951). Ленинская пр. (поем., 1957). Лит.: С. С. Прокофьев, Материалы, документы, воспоминания, М., 1956; Глебов И. [Асафьев Б. В.], Сергей Прокофьев. Очерк, Л., 1927; Нестьев И., Прокофьев, М., 1957; Сабинина М., Сергей Прокофьев, [М., 1957J; L i fa r S., La musique par la dance de Luily a Prokofiev, P., 1955. Из. Я.