О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПРОЛЕТКУЛЬТ

ПРОЛЕТКУЛЬТ - сокращенное наименование пролетарской культурно-просветительной организации, созданной в Петрограде в сент. 1917. Возникнув в пору, когда у власти стояло бур/к, правительство, П. закономерно противопоставлял себя органам последнего, подчеркивая свою независимость. Однако и после Октябрьской революции руководство П. под влиянием идеалистич. теорий А. А. Богданова пыталось отстаивать "независимость" П. по отношению к пролетарскому гос-ву и его органу Нарком-просу, при к-ром П. продолжал свою деятельность как обществ, организация пролетарской самодеятельности в области художеств. культуры (П. возникли во мн. городах; в 1920 они объединяли ок. 80 тыс. чел.). Противопоставление П. как "чисто пролетарской" организации Наркомпросу вытекало из ошибочных положений пропагандировавшейся Богдановым "организационной науки" - т. н. тектологии. В основу создания пролетарской культуры, согласно идеям Богданова и шедших за ним др. руководителей П. П. И. Лебедев-Полянский- 1-й председатель П., В. ф. Плетнев, Ф. Калинин и др.), должен был быть положен "процесс организации коллективного опыта", накапливаемого прежде всего при участии в индустриальном производстве. Фетишизация коллективного труда на насыщенном техникой пром. предприятии приводила к утверждению особой "однородной" "коллективистической" пролетарской культуры, создаваемой якобы только самими индустриальными рабочими (путем своеобразного лабораторного выращивания), отрицающей полиостью использование культурного наследия прошлого. В. И. Ленин неоднократно критиковал эти теории руководителей П. В окт. 1920 В. И. Ленин написал проект резолюции "О пролетарской культуре" для Всероссийского съезда П., в к-ром осуждались попытки создания "чистой" пролетарской культуры при отказе от усвоения и переработки культурных ценностей, накопленных человечеством. В проекте резолюции говорилось: "... Всероссийский съезд Пролеткульта самым решительным образом отвергает, как теоретически неверные и практически вредные, всякие попытки выдумывать свою особую культуру, замыкаться в свои обособленные организации, разграничивать области работы Наркомпроса и Пролеткульта или устанавливать ,,автономию" Пролеткульта внутри учреждений Наркомпроса и т. п." (Соч., т. 31, с. 292). В Письме ЦК РКП "О Пролеткультах" отмечалось, что нек-рые художники и философы, работая в П., навязывали рабочим "...свои собственные полубуржуазные философские ,, системы" и выдумки" (сб. "О партийной и советской печати", 1954, с. 221). Однако осуждение ошибочных теорий руководства П. и декадентских влияний не означало к.-л. ограничения деятельности П., к-рый был массовой организацией, насчитывавшей уже к 1919 ок. 100 ячеек, разбросанных по всей стране. "ЦК не только не хочет связать инициативу рабочей интеллигенции в области художественного творчества, - говорилось в Письме ЦК, - но, напротив, ЦК хочет создать для нее более здоровую, нормальную обстановку и дать ей возможность плодотворно отразиться на всем деле художественного творчества" (там же). В 1921 ЦК партии вновь вернулся к обсуждению вопроса о П. и отметил, что подавляющее большинство пролет-культовцев не пошло за руководством П. и сторонниками "платформы т. н. "коллективистов"" (см. В. В. Горбунов, Борьба В. И. Ленина с сепаратистскими устремлениями Пролеткульта, в журн.: "Вопр. истории КПСС", 1958, ј 1, с. 38). На деятельности т-ров П., возникавших с 1918 ("Арена Пролеткульта" в Петрограде, Центр, театр. студия П. в Москве, преобразованная в 1920 в 1-й Рабочий т-р П., Студия П. в Иваново-Вознесенске и др.), сказывались те противоречия, к-рые рождались из столкновения ошибочных теорий руководства П. с требованиями жизни. Т-ры П. ставили перед собой, как правило, агитационные задачи. Однако в их спектаклях нередко проявлялись отзвуки символистских влияний (напр., "Каменщик" П. Бес-салько, 1918, "Легенда о коммунаре" Козлова, 1919, т-р "Арена Пролеткульта"), риторичность, склонность к использованию условно-аллегорич. образов, к растворению индивидуального образа в массе, трактованной как целое (инсценировки стихотворений "Европа" Уитмена в "Арене П."; "Восстание" Верхар-на в Центр, театр. студии П. в Москве). На нек-рых спектаклях т-ров П. сказывалось влияние футуризма (напр., поставленная С. М. Эйзенштейном в 1923 в 1-м Рабочем т-ре П. пьеса Островского "На всякого мудреца довольно простоты" была трактована как "агитгротеск", режиссер использовал в спектакле приемы цирковой эксцентриады и акробатики). Вместе с тем т-ры П., с присущим им стремлением откликаться на требования революц. современности, ставили и революц. реалистич. произв., что, несомненно. содействовало развитию сов. драматургии, ее утверждению на сцене (пост. "Кр'асная правда" Верми-шева, 1919, "Марьяна" Серафимовича, 1920, "Власть" Глебова, 1927,- все в Центр, студии и 1-м Рабочем т-ре П. в Москве). В т-рах П. работали крупные сов. режиссеры - В. С. Смышляев, М. А. Терешкович, Н. Б. Лойтер; кинорежиссеры-Г. В. Александров, И. А. Пырьев; актеры-Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер, С. И. Папов, А. А. Ханов, М. М. Штраух и др. С 1922 организации П. начали распадаться, и т-ры П. перешли в ведение профсоюзов. В 1932 в связи с ликвидацией РАПГГ и др, обособленных пролетарских организаций в области лит-ры и иск-ва окончательно отошло в прошлое и само название т-ров П. Лит.: Ленин В. И., Письмо президиуму конференции пролетарских культурно-просветительных организаций, Соч., 4 изд., т. 28; его же, 1 Всероссийский съезд по внешкольному образованию, там же, т. 29; e г о же. Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; e г о ж е, О пролетарской культуре 6-19 мая 1919 г., там же; его же. Записка Бухарину, там же, т. 35; О Пролеткультах. Письмо ЦК РКП, в сб.: О партийной и советской печати, М.. 1954; Луначарский А. В., Ленин и искусство, в сб.: Ленин о культуре и искусстве, М., 1956; История советского театра, т. 1, Л., 1933, с. 238-44; Мгебров А., Жизнь в театре, т. 2, М.- Л., 1932, с. 301-500; Марголин С., Первый рабочий театр Пролеткульта, М., 1930; У истоков, сб. статей, М., 1960, с. 30-77, 102-05, 446-49; Т а м а ш и н Л., Советская драматургия в годы гражданской войны, М., 1961, с. 51-53 85-103. Б. Рос.