ПТИ
ПТИ, Пети (Petit), Ролан (р. 13. I. 1924)- франц. артист балета, балетмейстер. В 1933-40 учился в балетной школе "Гранд-Опера", по окончании к-рой был принят в кордебалет этого т-ра. В 1944 ушел из т-ра. Борясь против рутины и штампов, царивших в "Гранд-Опера", организовал "Вечера танцев" в Т-ре Сары Берн ар, в к-рых стремился осуществить свои новаторские искания. Позднее из участников этих вечеров была организована труппа "Балет Елисей-ских полей" (1944). В этой труппе П. пост. балеты, выражавшие его стремление к свободе и содержательности танца: "Комедианты" на музыку Соге (1945), "Юноша и смерть" на музыку Баха (1946), "Кармен" на муз. Бизе (1949), "Сирано де Берже-рак" на муз. Констана (1959) и др. Исполнял почти все партии в пост. им балетах: Сирано де Бер-жерак (о. п.), Хозе ("Кармен") и др. В своих пост. П. использует танец как средство раскрытия сценического образа, передачи нюансов, сложных человеческих чувств. Движения классич. танца сочетает с бытовыми движениями. Творчество П. оказало значительное влияние на новое поколение зарубежных балетмейстеров. Работал в мюзик холлах, кино. Лит.: Lidova I., Roland Petit, Р., 1956; M i с h a-u t P., Le ballet contemporain. 1929-1950, P., 1950. Ham. P. "ПТИ-БУРБОН" (Petit-Bourbon) - театр. зал в здании дворца Бурбонов (Париж), построенного в ср. века на территории совр. Лувра. В 16 в. при Генрихе III здесь выступали иностр. труппы (в т. ч. "Джелози" - первая прибывшая во Францию труппа итал. комедии дель арте), устраивались придворные балы. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини пост. в "П.-Б." балет "Цирцея, или Комический балет королевы" (муз. Болье и Сальмона), положивший начало жанру франц. придворного балета с характерным для него объединением пения, музыки, танца. Придворные балеты ставились в "П.-Б." и в 17 в. ("Триумф Минервы", "Балет короля", 1621, и др.). В 1645 кардинал Мазарини пригласил из Италии театр. худ. Дж. Торелли и итал. оперную труппу, дебютировавших оперой "Притворная сумасшедшая" Сак-рати. В 1650 поставлена пост. "Андромеда" П. Корнеля с декорациями и машинерией Торелли. В 1658 Людовик XIV предоставил помещение т-ра "П.-Б." труппе Мольера, к-рая играла поочередно с итал. актерами до 1660, когда дворец, а вместе с ним и т-р были снесены из-за перестройки Лувра (часть построек дворца "П.-Б." сохранялась до конца 18 в.). Е. Ф.