РАЛТЕ
РАЛТЕ (Raalte), Алберт ван (21.V.1890-23.XI. 1952)- голл. дирижер. Учился дирижированию в Кельнской консерватории. Дебютировал в 1909 в Кельне, затем выступал в Лондоне, Париже, Берлине, Брюсселе. В 1914-15 дирижировал в Лейпциг-ской опере ("Парсифаль" и "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера и др.). В 1916-22 был дирижером Голл. оперы в Амстердаме, затем Нац. оперы в Гааге. В 1924-29 возглавлял (совм. с А. Полманом) собств. оперную компанию "Ко-опера-си", ставившую 'оперы голл. композиторов. Впоследствии был дирижером Голл. радио в Хилверсюме. Ал. М. PAMA3AHOB, Кумбай Фатали-оглы [р. 18.IV(1.V). 1912] -лезгинский сов. актер. Нар. арт. Даг. АССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1932 окончил Бакинский театр. техникум. Работал в азерб. т-рах. В 1936-46 - актер лезг. т-ра (с. Ахты), с 1949 - Лезг. т-ра им. С. Стальского (Дербент). Яркий комедийный актер, Р. создал мягкие, лирич. образы добрых простых людей: Бабакиши ("Севиль" Джабарлы), Варис ("Цветок России" Меджидова) и остро характерные, обличительные образы - Ку-лушбек ("Развлекатели сердец" Ордубады), Дурсун ("Дурна" Рустама). В числе лучших ролей Р.-шут Кудуц ("Ашуг Сайд" Хрюкского и Меджидова), Скапен; Таймур ("Казимагомед" Эфендиева и Айдаева), Ахов ("Не все коту масленица"), Вурм ("Коварство и любовь"). Е. Ж. PAMBEP(Rambert),MapH [наст. имя и фам.-Мириам Ра м б е р г (Ramberg); p. 20.II.1888] - англ. артистка балета,педагог. В 1910-12 училась у Э. Жак-Далькро-за (до этого занималась классич. танцем в т-ре "Гранд-Опера", изучала также иск-во А. Дункан). В 1913 была в труппе "Русский балет С. П. Дягилева", где выступала в кордебалете и преподавала основы ритмики. В 1917-23 занималась у педагогов С. Астафьевой и Э. Чекетти. В 10-е гг. исполняла танц. импровизации на темы мазурок Шопена, на муз. Шумана, Грига и др. В 1920 открыла в Лондоне постоянную школу-студию (с 1928 - "Мари Рамбер дансес"). В 1922 принимала участие в организации оалетного Об-ва им. Чекетти (Лондон). В 1930 организовала первую постоянную англ. балетную труппу, к-рая в 1934 получила название "Балле Рамбер". Спектакли этой труппы имели большое значение в становлении нац. английского балета. Превосходный педагог, Р. воспитала в своей труппе технически сильных танцовщиков, тонко чувствующих стиль хореографич. произв., стремящихся к психологич. раскрытию сценич. образов. Р. привлекала англ. композиторов и художников к созданию балетов, воспитывала балетмейстеров. В ее труппе осуществили первые пост. балетм. Ф. Аш-тон, А. Тюдор, Н. Моррис и др.; оформили первые балетные спектакли художники: С. Федорович, У. Чеппел, Н. А. Бенуа; воспитывались артисты балета: П. Аргайл, М. Ллойд, С. Гилмор и др. Были пост.: "Сиреневый сад" на муз. Шоссона (1936), "Мрачные элегии" на муз. Малера (1937), "Торжественный спектакль" на муз. Прокофьева (1938), "Жизель" (1946); "Два брата" на муз. Донаньи (1958), "Хазана" на муз. Суринаха (1959), "Конфликты" на муз. Вебера (1962), "Путешественники" на муз. Бернстайна (1963) и др. За заслуги в развитии нац. балета в 1962 Р. было присвоено почетное звание "дэйм" (дама). Лит.: BradleyL., Sixteen years of Ballet Rambert, L., 1946; С lark M., Dancers of Mercury. The story of Ballet Rambert, L., 1962. Ham P