О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РЕЙНХАРДТ

РЕЙНХАРДТ (Reinhardt), Макс (9.IX.1873, Ба-ден, Австрия - 30. X. 1943, Нью-Йорк) - нем. режиссер, актер и театр. деятель. По окончании театр. школы при Венской консерватории (1893) играл в т-рах Братиславы и Зальцбурга. В 1894-04 - актер Нем. т-ра в Берлине, возглавляемого О. Бромом, играл гл. обр. характерные роли стариков, исполняя их в традициях пси-хологич. реализма: столяр Экгстрандт ("Привидения" Ибсена), Аким ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого). Работа под руководством Брама, высокоталантливый ансамбль актеров Нем. т-ра помогли Р. приобрести превосходное знание сцены. Как режиссер впервые выступил в конце 90-х гг. в Берлине, в труппе Циккеля "Сецессионе бюне". Самостоят, путь Р.-режиссера начинается в небольшом берлинском артистич. кабаре "Шум и дым", где-он ставил сатирич. сценки, пародии на совр. драму и т-р. В 1902 на основе кабаре возник "Малый т-р". Р. удалось привлечь в свой т-р много молодых талантливых актеров (Ф. Кайслер, Р. Валлентин, Л. Дюмон,. Э. Рейхер, Г. Эйзольдт). 23 янв. 1903 в "Малом т-ре" впервые в Германии была показана пьеса М. Горького-"На дне" (под назв. "Ночлежка"), пост. Р. Спектакль, имевший большой успех, отразил противоречия в сценическом стиле раннего Р. Реалистич. традиции, унаследованные Р. от режиссуры Г. Лау-бе и от О. Брама (передача местного колорита, разработка типических черт образа, смысловая отделка сценич. речи), уживались в этом спектакле с на- туралистич. деталями, с фантастикой и мистикой; Р. стремился показать мир ночлежки как некий символ. Часть актеров в этом спектакле играла в реалистич. манере (напр., Рейхер - Актер, Эйзольдт - Настя), сам Р. играл роль Луки. Успех спектакля "На дне" побудил Р. организовать в Берлине второй, более крупный т-р, под назв. "Новый театр", к-рым он руководил в 1903-06. Репертуар "Нового т-ра" был чрезвычайно пестрый. Наряду с модернистской, символистской драматургией здесь ставились драмы Лес-синга, Шиллера, Шекспира. Была пост. пьеса Л. Н. Толстого "Плоды просвещения" (1903). Второй период режиссерской деятельности Р. начинается с 1905. После ухода Брама Р. возглавляет берлинский Нем. т-р, к-рым руководит до 1-й мировой войны и далее с перерывами до 1933. В 1906 Р. оставил "Новый т-р" и организовал в качестве экспериментальной сцены Камерный т-р ("Каммершпиле"). В Нем. т-ре Р.ставил гл. обр. классич. драматургию, в Камерном - совр. пьесы. При Нем. т-ре Р. открыл драматич. школу. Наряду с Нем. т-ром и Камерным т-ром в Берлине Р. руководил в 1915-19 берлинским т-ром "Фольксбюне", в 1919-20 возглавлял в Берлине т-р "Гроссе шаушпильхауз". В 1924 открыл в Берлине т-р "Комедия", давал спектакли в "Театре ам Курфюрстендамм", руководил в 1923-37 "Иозеф-штадттеатром" в Вене (с перерывами). Здесь он поставил цикл пьес нем. классиков и Шекспира. Основное внимание Р. уделял мастерству актера и культуре сценич. речи. Р. был вдумчивым воспитателем актеров; он утверждал, что "актеру - поэту, творцу, принадлежит главное место в театре". Р. безошибочно угадывал артистич. дарование в начинающем актере; ему принадлежит честь открытия и выдвижения таких замечательных актеров, как Г. Эйзольдт и А. Моисеи. Одновременно Р. уделял большое внимание целостности спектаклей; в 1905-10 он создал прекрасный ансамбль, куда входили крупнейшие нем. актеры того времени - А. Бассерман, В. Кра-ус, Э. Яннингс и др. Выступая против напыщенной декламации и против нарочитой "будничной" на-туралистич. манеры игры, Р. требовал от актеров виртуозного мастерства. Наряду со смысловой и муз. отделкой речи уделял большое внимание пластич. выразительности, жесту, широко использовал пантомиму, танец, акробатику. Стремясь реформировать нем. театр. иск-во, Р. обращался к реалистич. драматургии. Он возрождал на сцене произведения нем. классики, Шекспира ("Венецианский купец", "Сон в летнюю ночь", 1915, "Гамлет", 1904, 1910), освобождал их исполнение от рутины, дурной театр. традиции; возвращал на сцепу забытые или редко ставившиеся произведения нем писателей (Гете - "Фауст", "Совиновные", "Клавиго", "Ярмарка в Плузерсвейлене"; Ленц - "Солдаты"; Бюхнер -"Смерть Дантона"), осуществлял пост. пьес античных авторов (Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана), рус. классику (пьесы Л. Н. Толстого, Гоголя, Чехова). Впервые на сценах нем. т-ров поставил пьесы современных немецких драматургов - Ф. Унру, Г. Эйленберга, В. Шмидтбонна, пьесы крупнейших иностр. драматургов-Б. Шоу, Р. Роллана, Дж. Синга и др. Разрабатывая синтетич. основы т-ра, Р. ставил оперетты ("Орфей в аду"), пантомимы ("Зеленая флейта", сценарий Гофмансталя). С самого начала своей режиссерской деятельности Р. выступил непримиримым противником натурализма в театр. иск-ве. Он вел борьбу с поверхностным бытовым правдоподобием, педантичным копированием поведения человека и окружающей его обстановки. Он использовал нек-рые режиссерские идеи Г. Крэга и А. Я. Таирова. Но в основном Р. опирался на традиции (словесной режиссуры" Г. Лаубе и стремился к психо-логйч. разработке характеров, присущей лучшим пост. 0. Брама. Р. был талантливым и смелым экспериментатором в области театр. формы, он стремился к разнообразию стилей и сценич. приемов, придавал большое значение единству ритма в спектакле, особенно в массовых сценах; виртуозно использовал декорации, свет, шумы, музыку, Р. работал на разл. сценич. площадках, ставил спектакли на сцене-коробке, эстраде - на интимной миниатюрной сцене, сливающейся со зрит. залом, на арене цирка и городских площадях. Стремился возродить массовые театр. действа античности и средневековья ("Царь Эдип" Софокла - Гофмансталя, "Миракль" - пантомима по "Сестре Беатрисе" Метерлинка). Ему принадлежит идея организации театрального фестиваля в Зальцбурге (1920), где Р. поставил перед собором на площади средневековую мистерию "Каждый человек" в обработке Гофмансталя (1920). Р. смело раздвигал узкие рамки натуралистич. интерьера, воссоздавая на сцене поэтич. образы природы, народных праздников и карнавалов. Он широко привлекал к работе над постановками композиторов, балетмейстеров, художников (Л. Коринт, Э. Орлик, К. Вальзер, Э. Штерн). Р. использовал натуралистич. живописные, пневматич., надувные декорации, сукна. Блестящими сценич. эффектами отличались шекспировские спектакли Р.: "Венецианский купец", "Сон в летнюю ночь" (1905). Ищущий художник, Р. создавал совершенно разл. сценич. редакции пьес, к к-рым возвращался несколько раз, в т. ч. "Фауста" и "Гамлета". В условиях капиталистич. конкуренции с коммерч. т-рами Р. сумел добиться высокого художеств. уровня спектаклей. Кризис бурж. культуры, упадок драматургии приводили Р. к творч. метаниям, к эклектике в репертуаре. В спектаклях Р. реалистич. элементы часто сочетаются с символистскими и натуралистич. приемами, с историзмом мейнингенцев. В его пост. реалистич. игра актера часто вступала в противоречие с условными декорациями. Р. гастролировал во мн. странах Европы, в США. В ряде стран он ставил спектакли с актерами этих стран. В 1928 в Вене Р. организовал "актерский и режиссерский семинар" (первую в Западной Европе школу для режиссеров), где преподавал вплоть до оккупации Австрии фашистской Германией в 1938. В годы, предшествующие фашизму, Р. стремился отстоять и сохранить в репертуаре своих т-ров гумани-стич. произведения нем. классич. драматургии, ставил лучшие пьесы нем. авторов ("Перед заходом солнца" Гауптмана, 1932, и др.). После захвата гитлеровцами власти Р. был вынужден в 1933 покинуть Германию и переселиться в Австрию. В "Иозефштадттеатре" он ставил классику ("Мария Стюарт", 1934) и пьесы нем. и иностр. драматургов 20 в. (Ф. Верфель - "Однажды ночью", 1937, Ж. Кокто - "Любимый го-лос", Пиранделло - "Шесть персонажей в поисках автора"). После оккупации Австрии гитлеровскими войсками в 1938 эмигрировал в США. В Голливуде основал театр. школу и пост. несколько фильмов на сюжеты произведений Шекспира ("Сон в летнюю ночь" и др.). Иск-во Р. оказало влияние на режиссеров Европы и Америки первых двух десятилетий 20 в. Нем. т-р в Берлине по праву носит имя М. Рейнхардта. Лит.: Гвоздев А., Западноевропейский театп на рубеже XIX и XX столетий, М.-Л., 1939; И г н а т о в С. С История западноевропейского театра нового времени М.-Л., 1940; Jacobsohn S., Max Reinhardt, В., 1921 С arte г Н., The theatre of Max Reinhardt, L., 1914 B a b J., Das Theater der Gegenwart, Lpz., 1928- Stern E., Herald H., Reinhardt und seine Buhne, B., 1920-Max Reinhardt. 25 Jahre Deutsches Theater, hrsg. von H Rothe, Munch., [190]; Winds A., Geschichte der Reie' Stuttg., 1925; Fleischmann B., Max Reinhardt W ' 1948- Л Г у р., И. Н.