РЕЧЬ СЦЕНИЧЕСКАЯ
РЕЧЬ СЦЕНИЧЕСКАЯ - одно из осн. средств театр. воплощения драматургич. произв. Р. с. дает возможность актеру донести до зрителя идея, мысли и чувства, заложенные в тексте. Владея мастерством Р. с., актер раскрывает внутр. мир, передает социальные, психологич., нац., бытовые черты характера персонажей. Красота, образность, музыкальность языка и особенности речи, отличающие людей разных историч. эпох, народов, социальных кругов и профессий, определяют ритм, мелодику, тембр, динамику, интонационную окраску Р. с. Меняя их, актер может изменять трактовку образа, эмоциональную силу своей игры. Выбор тех или иных приемов и красок Р. с. зависит также от стиля и жанра исполняемого произведения. Техника Р. с. является существенным элементом актерского мастерства и связана с звучностью, гибкостью, объемом голоса, развитием дыхания, четкостью и ясностью произношения (дикцией). Характер и стиль Р. с. менялись и развивались на протяжении всей истории т-ра у актеров разных школ и направлений. Особенности построения античной драмы, архитектура театр. сооружений, вся обстановка театр. представлений, разыгрывавшихся под открытым небом, сформировали законы эллинской классич. декламации. Они были преобразованы, изменены и развиты в европ. сценическом иск-ве. См. Искусство актера. Высокая культура Р. с. во франц. т-ре 17-18 вв. связана с иск-вом декламации. Нормативная эстетика классицистского т-ра требовала от исполнителя соблюдения правил мерной, четкой декламации, подчиненной ударениям и цезурам стихотворной трагедии. Мелодичность речи, ораторский пафос, красноречие присущи всем героям классицистской драмы. Актер выражает чувства героев в певучей патетике, ритмич. читке текста. У актеров романтич. т-ра партитура Р. с. была связана с чередующимися нарастаниями и спадами чувств, характеризовалась ускорениями и замедлениями, переходами голоса от piano к forte, неожиданными интонациями. В конце 19- нач. 20 вв. во мн. странах усилилась борьба за реалистич. звучание Р. с. К ней были предъявлены требования - передавать сложные оттенки характеров, нравов, особенности социального положения персонажей. Нарушая каноны риторич. декламации, отказываясь от нарочитых акцентов, мелодич., музыкальных эффектов, актеры реалистич. т-ра утверждали Р. с., логически связанную с содержанием текста. Расцвет реалистич. иск-ва Р. с. связан гл. обр. с рус. т-ром, с деятельностью Малого т-ра. Поворот к реализму, совершенный М. С. Щепкиным, в значительной мере коснулся Р. с. Щепкин требовал отказа от напыщенной декламации, от размеренного скандирования стиха и призывал к естественности, простоте Р. с., приближению ее к разговорной речи. Огромное значение работе актера над словом, раскрывающим глубины человеческих характеров, придавал А. Н. Островский. Он призывал не только смотреть, но и слушать пьесы. На драматургии Островского была воспитана плеяда выдающихся рус. актеров (Садовские и др.), мастеров Р. с., считающих слово осн. средством характеристики образа. Актеры Малого т-ра утверждали и совершенствовали иск-во выразительного, художеств. слова на сцене, раскрывали нац., фонетические, колористич. особенности и поэтич. богатства рус. нар. языка. На рубеже 19 и 20 вв. новую эру в истории развития Р. с. открыл К. С. Станиславский. В разработанной им системе работы актера над собой и над ролью (см. Станиславского система) он обобщил творч. опыт рус. и мирового реалистич. т-ра, искал приемы, помогающие актеру достигнуть мастерства Р. с. "Говорить - значит действовать",- утверждал К. С. Станиславский (Собр. соч., т. 3, 1955, с. 92). Работая над словом, он подразумевал и текст и подтекст, требуя, чтобы актер видел за каждым произносимым им словом не отвлеченные понятия, а полнокровную, подлинную жизнь, чтобы он захватывал, убеждал партнеров и зрителей своими видениями, чувствами, "словесным действием". В сов. время техника Р. с. является одной из важнейших дисциплин, изучаемых в театр. ин-тах, школах и студиях, включается в учебные программы нар. самодеят. т-ров. Над системой воспитания мастерства Р. с. много работал В. К. Се-режников. Плодотворный метод преподавания Р. с. ввела Е. Ф. Саричева, автор учебников по этой дисциплине. Идейные и образные возможности Р. с. раскрыли и обогатили мастера художеств. слова А. Я. Закушняк, В. Н. Яхонтов, Д. Н. Журавлев, А. И. Шварц, С. А. Кочарян. Лит.: Станиславский К. С., Работа актера над собой. Собр. соч., т. 3, M., 1955; Немирови ч-Д а н ч e н-коВл. Ив., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952; К н е-б e л ь М. О., Слово в творчестве актера, 1954; Саричева Е. Ф., Сценическая речь, М., 1955; Дурылин С. Н., Семья Садовских, М.-Л., 1939. 4. 77.