РИМСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА
РИМСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА - вторая итал. оперная школа после флорентийской (см. Камерата). Деятельность Р. о. ш. относится к 20-30 гг. 17 в. Ее представители-композиторы Д. Мадзокки (лучшая опера - "Цепь Адониса", 1626), С. Ланди (пасторальная опера "Смерть Орфея", 1619, опера-легенда "Св. Алексей", 1634), М. Росси ("Эрминия", 1637), Л. Рос-си и др. Композиторы Р. о. ш., продолжая традиции флорентийской школы, тщательно разрабатывали хоровые сцены и ансамбли. В их операх из речитатива формируется ариозо (это находит развитие в музыке венецианской и неаполитанской оперных школ). В ми-фологич. и легендарные сюжеты опер вносится жанровый, комич. элемент, появляются такие муз. формы, как ария, "сухой" речитатив, вводятся бытовые массовые сцены. Р. о. ш. предваряет особенности нового жанра - оперы-буффа и создает первые образцы комич. оперного жанра - "Надейся, страждущий" В. Мадзокки и Марадзоли на сюжет из "Декамерона" Боккаччо (1639), "От зла - добро" Марадзоли и Аб-батини (1654). Лит.: К р е ч м а р Г., История оперы, пер. с нем.. Л., 1925; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940. Св Г