О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РОЛЛАН

РОЛЛАН (Rolland), Ромен (29.1.1866, Кламси,- 30.XII.1944, Возле) - франц. писатель, драматург, музыковед, обществ, деятель. Получил высшее исто-рич. образование в Нормальной школе (Париж). С нач. 90-х гг. 19 в. занимался лит. деятельностью. Еще в студенч. годы испытал влияние Л. Н. Толстого, с к-рым (с 1887) находился в переписке. Р. воспринял у Толстого страстное стремление к истине, понимание нар. истоков иск-ва, критич. отношение к бурж. миру и его культуре. Любовь Р. к творчеству Шекспира определила его обращение к драматургии. Герой первой пьесы Р. "Ор-сино (соч. 1890) - сильная, властная личность, подавляющая несокрушимой волей свои чувства и страсти. В пьесах "Эмпедокл" (соч. 1890), "Бальони" (соч. 1891), "Нио-бея" (соч. 1892) и др., написанных на сюжеты из эпохи Римской империи времен упадка и итал. Возрождения, абстрактная схема господствует над психологически разработанными образами. В драмах "Калигула" (соч. 1893), "Осада Мантуи" (соч. 1894) выражено тра-гич. ощущение бесперспективности индивид у алистич. протеста, В 1897 Р. написал трагедию "Святой Людовик" - первую пьесу из цикла "Трагедий веры". В ней Р. сталкивает два этич. принципа: эгоистический - жить для себя, и гуманистический-жить для других, однако этот конфликт получает религиозно-аскетич. трактовку. "Едва я закончил мою католич. драму,-писал Р.,-как обнаружил в себе душу вольнодумца и протестанта". В др. пьесе этого цикла "Аэрт" (1898, т-р "Эвр") герой не в силах возглавить нар. восстание против иноземцев и узурпаторов, но предпочитает рабству смерть. По идейной направленности к "Трагедиям веры" примыкает и драма "Савонарола" (соч. 1896), герой к-рой восстаег против тирании Ватикана. "Трагедии веры" объединяют стремление Р. раскрыть духовную красоту героич., целеустремленного человека, готового пожертвовать жизнью для выполнения своего нравств. долга. Мировоззрение Р. в это время не свободно от противоречий. В "Предисловии к моему театру" (1892) он протестует против формализма "парнасцев", но заимствует у них лозунг "искусство для искусства" для утверждения независимости драматургии от общественно значимых проблем. В то время Р. было еще чуждо понимание обществ, содержания иск-ва, его классовой природы. Подъем революц. рабочего движения во Франции в конце 19 в., обществ, борьба вокруг т. н. дела Дрейфуса оказали влияние на Р. Он с возрастающим интересом следил за успехами социалистич. движения, хотя его восприятие идей социализма было романтически расплывчатым. К концу 90-х гг. 19 в. Р. обращается в своей драматургии к историко-революц. темам, он стремится утверждать новый идеал человека, преобразователя жизни, у к-рого разум, мечта и действие слиты воедино. В драме "Побежденные" (соч. 1897), рассказывающей о рабочем движении в одном из пром. центров Франции, Р. впервые создал образ героя эпич. масштаба. Побежденным оказывается интеллигент-гуманист, неспособный четко определить свои позиции в социальной борьбе, а не рабочие, хотя они обречены на смерть. В 1898 Р. начал работу над циклом "Театр революции", поев. франц. революции конца 18 в. В драме "Волки" (1898) Р. показывал, как рушится под натиском эгоистич. страстей и честолюбивых стремлений единство республиканцев. Пьесы "Триумф Разума" (1899, т-р "Буфф") о борьбе жирондистов с якобинцами и "Дантон" (1900, "Нуво-театр") утверждают историч. закономерность революции, неизбежность политич. и морального поражения сил, к-рые пытаются противостоять ей. Самая значит. из ранних пьес цикла "Театра революции" - "Четырнадцатое июля" (1902, т-р "Ренессанс") о взятии Бастилии. Р. посвятил ее "народу Парижа". Эта драма, развивающая традиции прогрессивного романтизма, проникнута жизнеутверждением, революц. пафосом, героич. оптимизмом, она показывает героизм и силу восставшего народа. Но в пьесах "Театр революции" проявилась и идейная ограниченность взглядов Р. В ряде случаев он отступает от историч. правды, иногда изображает народ хаотичной, стихийной силой, в духе абстрактного гуманизма трактует образы врагов революции. Свою драматургич. практику Р. обосновал в книге "Народный театр" (1903). Эта работа написана под влиянием Толстого, критически относившегося к оторванному от народа бурж. иск-ву. Р. опирается также на труды просветителей 18 в., на театр. реформы, проводившиеся во время Конвента (массовые празднества, нар. зрелища). Отвергая эстетский уход от действительности, Р. выступил за создание нар. драмы, за театр. иск-во, призванное выражать идеи нового общества, бороться против обветшавшего и одряхлевшего строя. Этой задаче должно быть подчинено, по мнению Р., содержание, поэтика драматургии, игра актеров, режиссура. Р. сформулировал осн. черты подлинно нар. театр. иск-ва: оно должно вызывать радость, служить источником энергии, душевной бодрости, быть могучим стимулом деятельности, средством просвещения, побуждать людей мыслить. Р. считал, что народу необходимо яркое, приподнятое зрелище, сопровождающееся мощной, жизнеутверждающей музыкой. В 1919 Р. вновь обратился к драматургии, написав сатирич. фарс "Люлюли", направленный против войны, разоблачающий лицемерие, демагогию бурж. псевдодемократии. К 20-м гг. относятся историч. драмы: "Игра любви и смерти" (1925, т-р "Одеон"), "Вербное воскресенье" (соч. 1926), "Леониды" (соч. 1928), продолжающие цикл "Театра революции". Эти пьесы, в отличие от революц. драм Р., поев. моральным проблемам - гл. обр. соотношению индивидуальной совести и обществ, долга. Последняя пьеса Р. "Робеспьер" (1939), завершающая цикл "Театр революции", отразила новое понимание драматургом процесса историч. развития, он утверждает, что гл. движущей силой является народ. Эта патетич., исполненная оптимизма пьеса была высоко оценена прогрессивной франц. критикой. Попытки ставить пьесы Р. на сценах франц. т-ров встречали сопротивление со стороны официальных кругов. Бурж. т-ры отказывались от включения их в репертуар. Пьесы Р. ставили любительские нар. т-ры, гл. обр. в рабочих предместьях Парижа. В период борьбы Нар. фронта во Франции были пост. "Волки" (1936, т-р "Комеди Франсез"). К 150-летию франц. революции 1789 пост. "Игра любви и смерти" (1939). В сов. т-ре ставились: "Четырнадцатое июля" (под назв. "Взятие Бастилии", 1920, Самара; 1927, МХАТ 2-й), "Дантон" (1921, Витебск), "Люлюли" (1922, Харьков), "Волки" (1923, "Массодрам", Одесса), "Настанет время" (1925, Студия Малого т-ра, Москва; 1926, Большой драм. т-р, Ленинград), инсценировка романа "Кола Брюньон" (1937, Реали-стич. т-р, Москва). На сюжет этого романа Д. Б. Кабалевский написал оперу "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси"; 1938, Ленингр. Малый оперный т-р). Р. был выдающимся музыковедом, автором научных исследований, отличающихся глубиной, конкретностью характеристик, образностью и блеском языка. Среди наиболее значит, трудов Р.: докторская диссертация "Происхождение современного музыкального театра. История оперы в Европе до Люлли и Скар-латти" (1895), исследования об опере 17 в. в Италии, Германии и Англии, о творчестве Бетховена, композиторов 19-20 вв. и др. В 1935 Р. посетил Сов. Союз. В годы 2-й мировой войны и немецко-фашистской оккупации Р. горячо сочувствовал Движению Сопротивления во Франции. Соч.: Les origines du theatre lyrique moderne. Histoire de l'opera en Europe avant Luily et Scarlatti, P., 1895; в рус. пер. - Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М., 1931; Народный театр. СПБ, 1910; Драмы революции, Трагедии веры, т. XIII, Л., 1932; Драмы революции, Собр. соч., т. 1, M., 1954; Театр. там же, т. 14, M., 1958. Лит.: История французской литературы, т. 3, M., 1959, т. 4, M., 1963; Гвоздев А. А., Западно-европейский театр..., Л.-М., 1939; Л.уначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1-2, M., 1958; Bonnerot J., R. Rolland..., P., 1921; Descotes M., Romain Rolland, P., 1948.