О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РОССЫГИН

РОССЫГИН, Илья Иванович (25. VII 1918-2.1. 1962)-марийский сов. актер. Нар. арт. Map. ACCP (1951). В 1939 окончил Марийский техникум иск-в и с этого же года актер мар. Т-раим. Шкетана. Первая роль - Яков ("18-й год" Николаева). Р. особенно близки были остро характерные, комедийные роли, он великолепно чувствовал и передавал богатство нар. речи. Среди лучших ролей: Митрич ("Власть тьмы"), Шмага; Терей ("Салика" Николаева), Одоким ("Кенгеж иуд" Арбана). POOTAH (Rostand), Эдмон (1.IV.1868-2.XII. 1918)- франц. поэт, драматург. Чл. Франц. академии (с 1903). В 1888-91 написал водевили "Красная перчатка", "Два Пьеро, или Белый ужин". Получил признание как автор поэтичной стихотворной комедии "Романтики" (1891, "Комеди Франсез" - 1894). В 1895 Сара Бернар сыграла гл. роль в пьесе Р. "Принцесса Греза". Р. написал для выдающейся актрисы свою следующую пьесу "Самаритянка" (1897, Т-р Сары Бернар). Вершина творчества Р.- пьеса "Сирано де Бержерак" (1897, т-р "Порт-Сен-Мартен", в заглавной роли Б. К. Коклен). Герой пьесы (прототип - франц. поэт, драматург С. Сирано де Бержерак) наделен вольнодумством, прямодушием, остроумием, честностью, отвагой, самоотверженностью, готовностью сражаться за любовь и справедливость. Последователь В. Гюго, Р. выступает как неоромантик, противопоставляя бурж. действительности мир мечты и фантазии. Реальны еобстоятельства жизни получают в его пьесах подчеркнуто поэтич. воплощение. Р. возвеличивает духовное начало в человеке, выступает сторонником активной деятельности, но утверждает отвлеченный нравств. идеал. Для драматургии Р. характерны: преобладание лирич. начала, романтич. антитезы, контрасты, динамика сценич. действия. Блестящий мастер легкого, живого, остроумного стиха, Р. создавал колоритные характеры, предоставляя актерам широкие возможности для сценич. импровизации. Порыв, пате-тич. жест, мечтательность - характерные состояния героев Р. Однако подчас драматург проявлял склонность к словесному жонглированию, эстетству; поэтич. мысль Р. полу чала ложное направление (бонапартистская пьеса "Орленок", 1900, Т-р Сары Бернар). К нач. 20 в. определился кризис в мировоззрении и творчестве Р. Эпоха империализма вызвала у Р. все более углублявшуюся растерянность. Аллегорич. пьесу "Шантеклер (1910, "Порт-Сен-Мартен"), в к-рой Р. поэтизирует сельскую жизнь, природу, критика упрекала в расплывчатости замысла, банальности. Широкую популярность творчество Р. получило в России благодаря Т. Л. Щепкиной-Куперник -первой и лучшей переводчице его произв. В ее переводе пост. "Романтики" в Т-ре Корша (1894), во мн. т-рах шла "Принцесса Греза" (киевский Т-р Н. Н. Соловцо-ва, 1896, петерб. Малый т-р, 1900, моск. Т-р Не-злобина, 1916), в 1898 была осуществлена первая пост. "Сирано де Бержерака" (Т-р Литературно-ху-дожеств. общества, Петербург; Роксана - Яворская, Сирано - Тинский). Пьеса "Орленок" шла в Новом т-ре Яворской (1906) и Т-ре Незлобина (1910); "Шан-теклер"-в петерб. Малом т-ре (1910). Наосов, сцене ставились пьесы: "Романтики" (1940, Центр, детский т-р, Москва; 1940, Моск. т-р драмы и комедии; 1963, ТОилисский рус. ТЮЗ), "Сирано де Бержерак" (1941, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола, Сирано - Честноков; 1943, Т-р им. Вахтангова, Сирано - Р. Симонов; 1943, Моск. т-р им. Ленинского комсомола, Сирано - Берсенев; 1964, т-р "Современник", Москва). Пьеса шла также в т-рах ТОилиси (1936, 1944), Воронежа (1938), Архангель-ска (1939), Киева (1940), Таллина (1947). С о ч.: Oeuvres completes illustrees, v. 1-6, Р., 1910-25; в рус. пер.- Полы. собр. соч., пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник, т. 4-2, СПБ, 1914; Пьесы, пер. с франц. Т. Л. Щепкиной-Куперник, М., 1958 (см. также вступ. ст. Ф. Наркирьер). Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Луначарский А. В., Театр и революция, М., 1924; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М.. 1953; Р о л-л а н Р.. Собр. соч. в 14 тт., т. 14, М., 1958; Щ е п к и н а-Куперник Т. Л., Театр в моей жизни, М.-Л., 1948: Поль А., Два Сирано, в сб.: Актеры и роли, М.-Л., 1947; F i 1 1 о n A., De Dumas a Rostand, P., 1898; [A 1 t г о с k H. ], Parallelismus, Antithese und romantische Ironie in Rostands "Cyrano de Bergerac", В., 1912; L а 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900, P., 1951. И.Дюш.