О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РОТРУ

РОТРУ (Rotrou), Жан де (21.VIII.1609-27.VI. 1650) -франц. драматург. Дебютировал трагикомедией "Ипохондрик", пост. в 1628 в т-ре "Бургундский отель", где в дальнейшем ставилось большинство его пьес. Из обширного наследия Р. сохранилось 35 пьес. Р. продолжал художеств. традиции А. Арди. Вначале его излюбленным жанром были трагикомедии, отличающиеся сложной интригой, насыщенные причудливыми авантюрами, сценич. эффектами: "Преследуемая Лаура" (1637), "Селия" (1645), "Дон Бернар де Камбрер" (1646). Сюжеты этих пьес Р. заимствовал из итал. и исп. драматургии. Затем Р. начал писать трагедии на античном материале, соблюдая классицистские единства, - "Умирающий Геракл" (1634), "Антигона" (1637), "Ифигения в Авлиде" (1640). Обращаясь к комедии, он перерабатывал исп. сюжеты, а также сюжеты, почерпнутые у Плавта,- "Менехмы" (1631), "Двое Созиев" (1637; эта пьеса оказала влияние на Мольера, когда он писал комедию "Амфитрион"). В 40-х гг. в творчестве Р. усиливаются классицистские тенденции. В эти годы он написал трагедии "Истинный святой Генезий" (1645) о религиозном подвижничестве и "Венцеслав" (1647) о борьбе между личными (отцовскими) чувствами и долгом монарха. Пьесы Р. отличаются резкими сюжетными поворотами, патетич. ситуациями, эмоциональной выразительностью слога, в них изображаются характеры страстные и монолитные. Соч.: Oeuvres, v. 1-5, P., 1820; Theatre choisi, v.1-2, P., 1882. Лит.: История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; J а г г у J., Essai sur les oeuvres dramatiques de J. Rotrou, Lille, 1868; L a n с a s t e r H. С., A history of French dramatic literature in the 17 century, t. 1-2 [Bait.]-L. 1929-32. Ю.В. РОУ (Rowe), Николае (VI.1674-6.XII.1718) - англ. драматург и писатель. Изучал юридич. науки. После т. н. "славной" революции 1688-89 Р. следовал традициям героич. трагедии, протестовал против безнравственности комедии эпохи реставрации Стюартов (1660-88), против влияния франц. классицизма. Первая пьеса Р. "Честолюбивая мачеха" была пост. в 1700 в т-ре "Линкольне Инн Филдс" (Лондон). Через год в том же т-ре с большим успехом была поставлена трагедия Р. "Тамерлан" (в загл. роли Т. Беттертон). Заимствуя сюжет у К. Марло, Р. придал ему совр. звучание. Среди более поздних пьес: "Кающаяся грешница" (1703, там же), "Трагедия Джейн Шор" (1714, т-р "ДрУри-Лейн")- наиболее зрелое произв. Р. Драматургия Р. предшествовала появлению англ. мещанской драмы, она была дидактична, осуждала аморализм англ. аристократии. Пьесы Р. сценичны, отличаются остротой драматич. коллизий. Трагедии "Тамерлан" и "Трагедия Джейн Шор" широко ставились на сценах англ. т-ров, в них выступали актеры: Э. Кин, Д. Гаррик, Дж. Кембл, У. Макреди, А. Причард, С. Сиддонс, Г. Смитсон. В 1709 Р. издал полное собрание пьес Шекспира (Shakespeare's plays, edited by N. Rowe, v. l-6, L., 1709), С о ч.: The works of N. Rowe, v. l-2, L., 1747; The works, L., 1792; Three plays..., with introduction, bibliography and notes, L., 1929. Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957, с. 36-38; Ташкентский Театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. Ученые записки, вып. 2. История театра, Ташкент, 1957, с. 14-15, 91; N e t t l e t о n G. H., English drama of the Restoration and Eighteenth century (1642-1780), N. Y., 1923; D о b г e e В., English literature in the Early Eighteenth century, Oxf., 1959. B ?O, POXAC (Rojas), Фернандо де (ок. 1465-3 или 8.IV. 1541) - исп. писатель, драматург. По мнению большинства исследователей, Р.- автор романа-драмы "Трагикомедия о Калисто и Мелибее" (изд. 1499), известной под назв. "Селестина". Изображая историю трагич. любви двух молодых людей, Р. одновременно дает широкую сатирич. и реалистич. картину эпохи, особенно колоритно воссоздает быт городских низов. "Селестина" не предназначалась для пост., "трагикомедией" она названа потому, что написана в диалогич. форме и разделена на акты. Это произв. оказало огромное влияние на формирование и развитие исп. нац. драмы. В 20 в. неоднократно предпринимались попытки пост. "Селестину". Первая сценич. обработка "Селе-стины" сделана в 1903 Ф. Педрелем. Позднее пьеса ставилась в Мадриде (1909, т-р "Эспаньоль"; 1940, реж. Ф. Льюч; 1957, реж. Л. Эсковар), в Буэнос-Айресе (труппа М. Ксиргу), в Париже (1942, реж. Ф. Даркант), в Стратфорде-он-Эйвон (1958, реж. Дж. Литлвуд) и др. Соч.: Ed. critica сиг. de M. Criado de Val y G. D. Trotter, Madrid. 1958 ("Clasicos hispanicos", Serie II, v. 3); в рус. пер.- Селестина (предисл. и ред. пер. E. Лысенко), М., 1959. Лит.: Oilman St., The art of "La Celestinas, Madison 1956. З.П. POXAC ВИЛЬЯНДРАНДО (Rojas Villandrando), Агустин де (1577 - год смерти неизв.) - исп. писатель, актер. В конце 16 в. вступил в бродячую актерскую труппу, с к-рой выступал в Севилье, Ронде и др. городах Андалусии. В конце 1602 или нач. 1603 выпустил книгу "Занимательное путешествие" - живой и интересный рассказ о приключениях актеров, написанный в форме бесед между автором и его товарищами по труппе. Книга содержит ценные сведения об актерском мастерстве, театр. быте, сценич. технике и положении актеров в Испании конца 16 в. Является одним из важных документов для изучения истории исп. т-ра. Соч.: El viaje entretenido, t. 2. 4 libro. Madrid, 1901 (Coleccion de libros picarescos). Лит.: Игнатов С., Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939, с. 72-79. 3. Я. POXAC СОРРИЛЬЯ (Rojas Zorrilla), Франсиско де (4.X.1607-23.1.1648) - исп. драматург. Автор 70 светских пьес (нек-рые из них не сохранились) и св. 15 ауто. Один из крупнейших представителей школы Кальдерона. В своих драмах, близких к трагедии, Р. С. утверждает монархич. тенденции, культ чести. Такова направленность его драмы "Никто, кроме короля, или... Гарсия дель Кастаньяр" (дата соч. и пост. неизв.), а также пьесы "Нет места отцовским чувствам у короля" (1635, т-р "Паласио"). Трагич. окраску получили драмы "Враждующие лагери Вероны" (1640, т-р "Буэн Ретиро") - обработка предания о Ромео и Джульетте, "Каталонский Каин."историч. драма о братоубийстве и др. Комедии "Долг и оскорблением (1631), "Тростинки превращаются в копья" (1636) отличаются сложной интригой. Комедия "Все здесь в равной мере хитрецы, или Дон Лукас дель Сигараль" (1638) положила начало бурлескной комедии в Испании (т. н. comedia figuron). Соч.: Comedias escogidas, Madrid, 1866 (Biblioteca de autores espanoles, v. LI V); Teatro, Madrid. 1917 (Clasicos castellanos, t. 35); в рус. пер. - Никто, кроме короля, или... Гарсия даль Кастаньер, "Отеч. записки", СПБ, 1842 т. XXV отд. 1. с. 137-84. Лит,: Cotarelo у MoriE., Don Francisco de Rojas Zorrilla. Noticias biograficas y bibliograficas. Madrid. 1911; Barret t J. A.. Some aspects of the dramatic technique of Francisco de Rojas Zorrilla, Roll (North Carolina) 1938; Mac Curdy R. R., Francisco de Rojas Zorrilla and the tragedy, Albuquerque, 1958; Schmidt G. E. Studien zu den Komodien des Don Francisco de Rojas Zorrilla Koln, L1959J. o JJ