О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РУССО

РУССО (Rousseau), Жан Жак (28.VI.1712, Женева,- 2. VI 1.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) - франц. философ, писатель, драматург, композитор. В своей эстетике и художеств. творчестве выступал как противник рационалистич. поэтики классицизма, отстаивая принцип свободы чувства, жизненной правды. Его романы "Эмиль" (1762) и "Юлия, или Новая Элоиза" (1765) положили начало течению сентиментализма в зап.-европ. лит-ре. В "Письме к д'Алам-беру о зрелищах" (1758) и в "Новой Элоизе" (ч. 2), описывая парижский т-р, обличает аморальное, вырождающееся театр. иск-во господствующих классов. Он выступает против замкнутости т-ра, традиционной тематики, далекой от нар. жизни, условности героев, изысканности и преувеличенности их чувств, ходульной манерности игры актеров. Р. отрицает и риторич. героизм франц. трагедии и "аморальность" комедии, к-рая, осмеивая пороки, не выполняет основной, по мнению Р., своей функции-прославлять добродетель, ярко, без схематизма утверждать положит. идеал. Он призывает драматургов сделать народ героем и зрителем в т-ре, требует воспроизводить нравы народа, создавать образы простых, честных и бесхитростных людей. Р. более последовательно, чем Д. Дидро, порывает с аристократич. классицизмом, стремясь превратить т-р в трибуну идей третьего сословия, приблизить сценич. иск-во к действительности. В то же время он идеализирует патриархальную жизнь добродетельного, благочестивого человека, далекого от обществ, жизни. Важное место в эстетике Р. занимают проблемы музыки, оперного иск-ва. Р. отвергал оперу-сериа с характерными для нее героико-мифологич. или легендарно-историч. сюжетами и был приверженцем оперы-буффа - муз. комедии на бытовые сюжеты, с героями из обыденной жизни. В "Письме о французской музыке" (1753) дана резкая оценка совр. франц. музыки, в памфлете "Письмо оркестранта Королевской академии музыки к своим товарищам по оркестру" (1753) высмеивается консерватизм оперных оркестрантов. Во фрагментах "Замечаний об итальянской ,,Альцесте" г-на кавалера Глюка" (1775) Р. высоко оценил деятельность этого композитора в области создания театр. музыки, исполненной драм. правды. Р. был автором пьес и опер, большинство к-рых он написал до того, как сложились его философско-эстетич. взгляды. Ему принадлежит одноактная ли-рич. сцена "Пигмалион" (1765; Лион, 1770; Париж, 1775; музыка совм. с О. Куанье), сочетающая текст, инструмент, музыку и являющаяся ранним образцом особого музыкально-драм. жанра мелодрамы. В комедиях Р. гл. пружина действия - сила случая, причем неизменно доброго и в конечном счете счастливого. В комедии "Нарцисс" (1733, т-р "Комеди Франсез"-1752) осмеивается тщеславный, пустой великосветский фат, в "Военнопленных" (соч. 1744) осуждается нац. вражда. Лучшее музыкально-драм. произв. Р.- одноактная опера "Деревенский колдун" (1752, Академия музыки, Париж), к-рая утвердилась в репертуаре т-ра до 2-й пол. 19 в. Музыка "Деревенского колдуна" написана по образцу франц. нар. песен и танцев, но в ней заметны и черты итал. оперного стиля. Это произв.- важный этап в истории франц. комич. оперы. Р. принадлежит также либретто оперы "Открытие нового света" (соч. 1740-41), опера-балет "Галантные музы" (1745, Париж). Соч.: Oeuvres completes, t. 1-13, Р., 1887-1908; рус. пер.: Избр. соч., т. 1-3, M., 1961, см. т. 1; "Пигмалион", СПБ, 1792;Письмо Даламберу о театральных представлениях, в кн.: Хрестоматия по ист. зап.-европейского т-ра. Сост. и ред. С. Мокульского, т. 2. М., 1955, с. 351-59. Лит.: Жан Жак Руссо об искусстве, Л.-М., 1959 (см. вступит, ст. Т. Э. Барской); История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2. М., 1957; Pons A. A., J. J. Rousseau et le theatre, Geneve, 1909; Petit de JulevilleL.,Le theatre en France, histoire..., P., 1889; Tiersot J., J. J. Rousseau, P., 1920; Hirschberp E., Die Encyclopadisten und die franzosische Oper im 18. Jahrhundert, Lpz., 1903.