О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РЫБАКОВЫ

РЫБАКОВЫ - семья рус. актеров. 1) Николай Хрисанфович [7(19).V.1811, Курск,- 15(27).XI.1876, Тамбов] - драм. актер. Был мелким чиновником Курской казенной палаты. В 1826 дебютировал на сцене Курского т-ра, возглавляемого И. Ф. Штейном. После раскола труппы Штейна (сезон 1833/34) вошел в часть труппы, к-рую возглавил Л. Ю. Млотковский. Обосновавшись с этим коллективом в Харькове, Р. играл здесь до 1841. Затем работал преим. в т-рах юж. губерний России и Поволжья. Решающее идейное и художеств. воздействие на творчество молодого Р. оказали П. С. Мочалов и М.С. Щепкин, в гастрольных спектаклях к-рых он неоднократно принимал участие. Под влиянием иск-ва Мочалова Р. создал в 1839 образ Гамлета- одну из своих лучших ранних ролей; в исполнении Р. Гамлет - благородный человек, столкнувшийся с несправедливыми обществ, порядками. Однако в отличие от Мочалова, подчеркивавшего в образе Гамлета активное начало, Р. выделял тему скорбного раздумья о жизни. С успехом Р. исполнял также роли: Отелло, Кориолана (о. п. Шекспира), Карла Моора, Фердинанда, позднее короля Лира, Макбета, Ричарда III, Шейлока. Но осн. место в репертуаре Р. в течение долгого времени занимала мелодрама, в к-рую актер стремился внести правду чувств и дух бунтарства. Лучшие роли Р. в мелодрамах: ремесленник Бидерман и Нино ("Смерть или честь" и "Уголино" Полевого), Владимир Заревский (о. п. Ефимовича), Кин ("Кин, или Беспутство и гений" Дюма-отца). В 1852 Р. дебютировал в Малом, в 1854 - в Александрийском т-рах. Однако вследствие столкновения с директором имп. т-ров А. М. Гедеоновым Р. принят туда не был. Столичные дебюты сыграли положит. роль в жизни актера, дав ему возможность *] ознакомиться с иск-вом мастеров Малого и Александрийского т-ров, с первыми пьесами А. Н. Островского. Почти вся дальнейшая творч. жизнь Р. протекала в провинции. Лишь в 1872 - 76 он служил в Москве: в 1872 - в Нар. т-ре на Политехнич. выставке, в 1873 и 1874-76 - в Общедоступном т-ре, в 1873-74 - в Артистическом кружке, возглавляемом Островским. Р. выступал как сознательный пропагандист рус. классич. репертуара и драматургии Островского. Нетерпимостью к любым проявлениям деспотизма и произвола, беспощадностью сатиры, глубоким обличит. пафосом было проникнуто его исполнение ролей купцов-самодуров в пьесах Островского: Брусков ("В чужом пиру похмелье"), Ахов ("Не все коту масленица"), Курослепов ("Горячее сердце") и др. Наибольший обществ, резонанс получил образ Несчаст-ливцева, созданный Р. (сам Р. как человек и художник послужил Островскому прототипом для этой роли). Страстную силу ненависти и вместе с тем веру в торжество справедливости вкладывал актер в монологи своего героя. Глубоким постижением социальной сущности образа, современным звучанием было отмечено также исполнение Р. ролей в пьесах Фонвизина (Простаков, Скотинин - "Недоросль"), Грибоедова (Скалозуб - "Горе от ума"), Пушкина (Мельник- "Русалка", Вырин - "Станционный смотритель"), Гоголя (Земляника - "Ревизор", Яичница - "Женитьба") и др. Актер пламенного, одухотворенного высокой идеей вдохновения, Р. обладал зрелым, уверенным мастерством. В историю рус. сценич. иск-ва Р. вошел не только как крупнейший художник-реалист, но и как человек, чуждый торгашескому бурж. духу старого провинц. т-ра, противостоявший ему всей своей жизнью. Р. способствовал выдвижению талантливых молодых актеров - Л. Н. Самсоно-ва, М. Т. Иванова-Козельского, В. Н. Давыдова и др. Один из реформаторов рус. провинц. сцены, Р. был последовательным выразителем демократических тенденций в рус. т-ре, творческим единомышленником П.М. Садовского, А. Е. Мартынова, П. В. Васильева и др. крупнейших рус. актеров-реалистов 19 в. 2)Паулина Герас-имовна (р. между 1810-20 - ум. в 1880-х гг.) - драм. и оперная артистка. Жена Н. X. Рыбакова. Дочь известного провинц. антрепренера и актера К. М. Зелинского. Играла до конца 60-х гг. преим. в тех же труппах, что и ее муж (в Харькове, Николаеве, Екатеринославе, Одессе, Ставрополе, Ярославле и др. городах). Исполняла роли молодых героинь в водевилях, мелодрамах, операх: Габриэль ("Девушка-гусар" Кони), Вероника ("Уголино" Полевого), Мария ("Материнское благословение" Деннери), Офелия и др. В 60-х гг. перешла на амплуа "бытовых старух" в совр. пьесах. Иск-во Р. высоко ценил А. Н. Островский. 3) Константин Николаевич (1856- 1916) - драм. актер. Сын Н. X. и П. Г. Рыбаковых. Сценич. деятельность начал в 1871 во Владикавказе. Вместе с отцом играл во мн. городах провинции, а также в Москве (в 1873-76 -в Общедоступном т-ре, в 1873-74--в Артистич. кружке). После смерти отца Р. в 1876-81 снова работал в провинции. С 1881 до конца жизни - актер Малого театра. Первоначально выступал преим. в героико-романтич. ролях. Однако, не обладая необходимым для исполнения этих ролей темпераментом, пластической выразительностью, Р. с середины 80-х гг. перешел на бытовые роли в русском репертуаре. Большое влияние на формирование реалистического таланта Р. оказали искусство его отца, исполнение ролей в пьесах А. Н. Островского, советы самого Островского, помощь Г. Н. Федотовой - партнерши и близкого друга Р. Игра Р. отличалась сценич. правдой, простотой и естественностью, была отмечена острой наблюдательностью. Среди ролей Р. в пьесах Островского: Буланов ("Лес", 1876), Кудряш ("Гроза"), Незнамов (1884, роль написана Островским специально для Р.), Несчастливцев; Большов ("Свои люди - сочтемся"), Васильков ("Бешеные деньги"), Прибытков ("Последняя жертва"), Юсов ("Доходное место"), Кнуров ("Бесприданница"). В течение мн. лет Р. готовился к исполнению ролей Фамусова и Городничего. Его Фамусовтипичный представитель бюрократического режима, и тупой солдафон Городничий вошли в сценич. историю этих пьес в Малом т-ре. К значительным ролям Р. относятся также: Звез-динцев ("Плоды просвещения"), Ревякин ("Кручина" Шпажинского). Несмотря на консерватизм взглядов (Р. не принял иск-во M XT, драматургии Горького), Р. был сторонником и пропагандистом критич. реализма 19 в. и способствовал сохранению его традиций на рус. сцене. 4) Ольга Николаевна (ок. 1845-1870)- драм. актриса. Дочь Н. X. и П. Г. Рыбаковых. Играла вместе с отцом в провинции. Лит.: Ж д а н о в М., Путевые записки по России в двадцати губерниях, СПБ, 1843; Самсонов Л. М., Пережитое, СПБ. 1880; Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом. М.-Л., 1931; Николаев Н., Н. X. Рыбаков и старый русский провинциальный театр. "Библиотека театра и искусства", 1912, кн. 5; Клинчин А., Николай Хрисанфо-вич Рыбаков, М., 1952; его же, Николай и Константин Рыбаковы, "Театр", 1956, .ј 10; Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948; Филиппов В. А., Пять Фамусовых, в сб.: Сто лет Малому театру. 1824-1924, М., [1924 ]. А. Кл.