О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РЫЖОВА

РЫЖОВА, Варвара Николаевна [15(27).1.1871, Москва,- 18.V.1963, там же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Гос. пр. СССР (1943). Представительница старой театр. семьи Бороздиных- Музи-лей. Дочь Н. И. Музиля и В. П. Бороздиной-Музиль. В 1893, по окончании драм. курсов при Моск. театр. уч-ще (класс А. П. Ленского), была принята в Малый т-р. Играла здесь до 1956. До 1896 выступала под фам. Музиль1-я, затем, выйдя замуж за актера И. А. Рыжова, - под его фамилией. Начав с ролей "инженю-комик", Р. вскоре перешла на бытовые и характерные роли молодых женщин. Первая крупная работа актрисы - роль Акулины ("Власть тьмы", 1895). Изображая Акулину тупой, жестокосердной деревенской девкой, Р. в то же время оправдывала ее как жертву тяжелых социальных условий. Первые роли Р. в пьесах Островского - Евгения Львовна ("Трудовой хлеб", 1895), Мария Власьевна ("Воевода", 1896). Р. выступала также и в Новом т-ре (филиал Малого т-ра); исполнила в спектаклях, пост. А. П. Ленским, роли: Улиты ("Лес", 1900), Бобылихи и Купавы ("Снегурочка", 1900 и 1903). В 1902 сыграла роль Лизы ("Горе от ума"). Отказавшись от сложившейся традиции исполнения этой роли в канонах амплуа субретки, актриса создала образ русской крепо-стной девушки, сметливой и озорной. С конца 1900-х гг. Р. постепенно переходит на роли старух (1-я роль в этом амплуа: Эмилия - "Сестры из Би-шофсберга" Гауптмана, 1908). Самобытное, жизнерадостное дарование Р. с первых ее сценич. шагов привлекало естественностью, непосредственностью, душевной теплотой, яркостью красок, юмором. Р. была одной из выдающихся исполнительниц комедийных ролей (бытовых и характерных) в рус. классич. драматургии, особенно в пьесах Островского. Роли: Наталья Степановна ("Предложение", 1905), Шаблова, Жмигулина, Феклуша, Зыбкина ("Поздняя любовь", 1909, "Грех да беда на кого не живет", 1910, "Гроза", 1911, "Правда - хорошо, а счастье лучше", 1913, Островского), Агафья Тихоновна ("Женитьба", 1909), Кау-рова ("Завтрак у предводителя" Тургенева, 1917) и др Наивысшего мастерства, четкой социальной направленности иск-во Р. достигло в сов. эпоху. В этот период она сыграла роли: Анфусы Тихоновны ("Волки и овцы", 1920, 1941, 1944), графини-бабушки ("Горе от ума", 1920, 1930, 1938), Улиты (новая редакция образа, 1921, 1937), Глумовой ("На всякого мудреца довольно простоты", 1923, 1935), Фелицаты ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1925, 1941), Домны Пантелевны ("Таланты и поклонники", 1926), Авдотьи ("Растеряева улица" по Гл. Успенскому, 1929), Мавруша ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, 1936) и др. Образы Р. отличались цельностью и законченностью, актриса достигла высокого мастерства перевоплощения, образности, меткости и глубины характеристик. Р. уделяла большое внимание внешнему рисунку роли: слова, жесты, движения, мимика, смех, походка служили актрисе средством раскрытия внутр. мира персонажа. Крупнейшая представительница иск-ва Малого т-ра, Р. бережно сохраняла и развивала в своем творчестве его лучшие традиции. Гл. внимание Р. уделяла слову. Ее непринужденная, естеств. речь отличалась чисто рус. напевностью, богатством интонаций, разнообразием темпов. Актриса пробуждала у зрителей сочувствие к своим персонажам. Щедевром Р. был образ доброй, сердечной няньки Фелицаты. К лучшим созданиям Р. принадлежат также ее роли в сов. драматургии: Марья ("Любовь Яровая", 1926), Мотылькова ("Слава" Гусева, 1936), Демидьевна ("Нашествие", 1943) и др. С о ч.: [Автобиография], в кн.: Малый театр. Москва. Старейшие мастера..., М.. 1949; РыжоваВ. Н., в кн. творческие беседы мастеров театра (IV-V-VI), Л.-М., 1938, с. 31-42. Лит.: Филиппов В. А., В. Н. Рыжовой - вместо юбилейной биографии, "Искусство трудящимся", 1926, .ј 7, с. 13-14; Д у р ы л и н С., В. Н. Рыжова, М.-Л., 1945. Е. Фил. РЫКАЛОВЫ - семья рус. актеров. 1) Василий Федотович [1(12).III.1771 - 8(20).I. 1813] - родоначальник семьи. Выдающийся комик конца 18 - нач. 19 вв. Сценич. деятельность начал в Туле как трагедийный актер. С 1793 - в труппе петерб. т-ра. Ученик И. А. Дмитревского и А. А. Шаховского, к-рый открыл в нем комедийное дарование. Сначала выступал в "слезных комедиях" и мелодрамах (столяр Леберехт - "Лейб-кучер императора Петра III" Коцебу, и др.). Прославился исполнением ролей в пьесах Мольера и в рус. бытовом репертуаре. Современники отмечали его живую и увлекательную игру, верное и естеств. изображение характеров. Р. обладал большой наблюдательностью, он придавал своим сценич. героям яркие внешние бытовые черты. Преподавал в Петерб. театр. школе (с 1796). Занимался режиссурой (с 1800). Роли: в пьесах Мольера - Гарпагон ("Скупой"), Сгана-рель ("Лекарь поневоле" и "Мнимый рогоносец"), Жеронт ("Скапиновы обманы"), Журден ("Мещанин во дворянстве"); Сумбуров ("Модная лавка" И. Крылова), Транжирин и охотник Вспышкин ("Полубарские затеи", "Ссора, или Два соседа" Шаховского), Председатель-взяточник ("Неслыханное диво, или Честный секретарь" Судовщикова), Яков Силин ("Рассудительный дурак" Клушина), Староста ("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина) и др. 2) Пелагея Титовна (урожд.- Пожарская; 1.779 - 15.II.1862). Жена В. Ф. Рыкалова. Окончила Петерб. театр. школу. С 1798 - в труппе петерб. т-ра. Занимала амплуа комич. старух. 3) Василий Васильевич (1800-25) - сын В. Ф. и П. Т. Рыкаловых. Занимался в Петерб. театр. школе у А. А. Шаховского. В 1818 дебютировал на сцене петерб. т-ра. Затем работал в Моск. имп. труппе. Играл роли слуг в пьесах Мольера, молодых людей в водевилях. 4) Елизавета Васильевна (по мужу- Марсель; 1806-50). Дочь В. Ф. и П. Т. Рыкаловых. Ученица Шаховского. Окончила Петерб. театр. школу (1823). Впервые выступила на сцене в 1818. Музыкальная, миловидная, грациозная, Р. с простодушной резвостью, увлекательной веселостью исполняла роли бойких и наивных молодых девушек в водевилях: Бабета, Жоржета, Ленушка, Роза (в водевилях Н. И. Хмельницкого - "Новая шалость, или Театральное сражение", "Бабушкины попугаи", "Карантин" и "Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра"). Затем выступала в операх, заменив Н.С. Семенову: Красная шапочка (о. п. Буальдье), Ане-та ("Волшебный стрелок" Вебера). Играла до 1846. 5) Ольга Васильевна (гг. рожд. и смерти неизв.). Дочь В. Ф. и П. Т. Рыкаловых. Исполняла, также как и ее сестра, роли молодых девушек в водевилях в 1820-30-е гг. 6)Аграфена Гавриловна (1805-28.V. 1840). Жена В. В. Рыкалова. Сестра актера П. Г. Степанова. В 1821 дебютировала в роли Дездемоны на сцене петерб. т-ра. Обладая строгой классич. красотой, играла роли молодых героинь в трагедиях: Офелия; Луиза ("Коварство и любовь"). Др. роли: Доримена, Леонора ("Мещанин во дворянстве", "Школа мужей" Мольера), Амалия ("Разбойники") и др. 7) Надежда Васильевна [10(22).VII. 1824, Москва,- 3(16).1.1914, там же]. Дочь В. В. и А. Г. Рыкаловых. Выдержав экзамен при Моск. ун-те (у профессоров Г. Н. Грановского и И. И. Давыдова), получила звание домашней учительницы; работала гувернанткой.В 1845, подготовив под руководством своего дяди - актера П. Г. Степанова роли Елены Глинской (о. п. Полевого), Марины Мнишек ("Смерть Ляпунова" Гедеонова), Каролины ("Отцовское проклятие", пер. с франц.), дебютировала на сцене Кусковского т-ра Шереметевых. С 1846 - актриса Малого т-ра. Большое влияние на формирование таланта Р. оказали П. Г. Степанов и М. С. Щепкин. Начав свою сценич. деятельность с исполнения ролей молодых героинь, Р. вскоре перешла на характерные роли пожилых женщин. Лучшая роль - Атуева ("Свадьба Кре-чинского", 1855). Р. обладала большой сценич. культурой, вкусом, тонким пониманием особенностей быта, характеров персонажей. Дарование Р. высоко ценил А. Н. Островский, написавший для нее роль Кабанихи в "Грозе" (исп. эту роль в 1859). После ухода из Малого т-ра (1891) Р. играла на частных сценах (моск. Т-р Корша и др.). Последний раз выступила ок. 1904. Роли: в пьесах Островского - Анфиса Карповна ("Старый друг лучше новых двух", 1860), Бальзаминова ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", 1861, "Зачем пойдешь, то и найдешь", 1863), Уланбекова ("Воспитанница", 1863), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1876), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты", 1890/91) и др. Наталья Дмитриевна, Хлестова, Графиня-бабушка ("Горе от ума"), Дарья Ивановна ("Провинциалка" Тургенева), Марфа Собакина и Домна Сабурова ("Царская невеста" Мея), Авдотья ("Татьяна Репина" Суворина), Офелия, Дездемона; Луиза и Леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1846 и 1848), Эсфирь ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Мирандолина (о. п., пер. с нем., 1846) и др. Лит.: Сиротинин А. Н., Артистическая семья "Русский архив", 1887, ј 7, кн. 2, с. 371-89; Зотов Р. М. И мои воспоминания о театре, "Репертуар русского театра на 1840 г.", СПБ. 1840, т. 1. ј 4, т. 2, ј 7; А р а п о в П. Летописи русского театра, СПБ, 1861, -отд. 2;Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М. 1958, с. 357, 371-73; Жихарев С.П., Записки современни ка, ч. 2. Дневник чиновника, М.-Л., 1955; Юрьев Ю. М., Записки. 1872-1893, Л.-М., 1939, с. 96-113, 143; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1924, с. 22-28. Е. М.