О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

САДОВСКИЙ

САДОВСКИЙ (наст. фам.- Тобилевич), Николай Карпович (6. II 1.1856, с. Кустоватое на Херсон-щине, - 7.II.1933, Киев)-укр. актер и режиссер. Род. в семье управляющего помещичьими усадьбами. Брат И. Карпенко-Карого, М. Садов-ской и П.Саксаганского. Участвовал в любит, драм. кружках. Работу в проф. т-ре начал в труппе Г. Ашкаренко в 1881 (роль Миколы в "Наталке-Полтавке" Котлярев-ского). Работал в труппе М. Кропивницкого, в составе к-рой гастролировал в Петербурге и Москве (1886, 1887). Играл также в труппе М. Ста-рицкого, а в 1888 вместе с М. Заньковецкой основал собственную труппу. Годы 1888-98 были периодом становления и роста С. как актера, режиссера и театр. организатора. Уже в эти годы выявилось стремление художника расширить репертуар укр. т-ра введением рус. и зап.-европ. классики. Обходя запрещение ставить на укр. сцене пьесы, переведенные с др. языков, он переработал драму А. Писемского "Горькая судьбина" и ставил ее в укр. переводе под назв."Никандр Несчастный". В 1898 труппа С. слилась с "Товариществом русско-малороссийских артистов под руководством П. К. Саксаганского". В 1900 к ним присоединилась труппа М. Кропивницкого. В 1905 С. получил приглашение возглавить труппу общества "Руська бес?да" во Львове. За год работы в Галиции он вместе с М. Заньковецкой поднял на высокий художеств. уровень западноукр. т-р. Пользуясь нек-рым ослаблением ограничений в отношении укр. культуры, к-рые принесла революция 1905-07, С. организовал в Полтаве в 1906 стационарный укр. т-р. Ставил преим. укр. классику, но широко вводил также в репертуар произв. совр. ему укр. (Леся Украинка, Яновская, Гринченко, Олесь, Черкасенко, Васильченко и др.) и рус. (Андреев, Чириков) драматургов, рус. классику (Гоголь, Островский, Чехов, Л. Толстой), переводы с др. языков (польский, немецкий, еврейский и др.). Впервые на укр. сцене здесь были показаны пьесы о жизни рабочих ("Старая шахта" де Грацие, "Гибель ,, Надежды4'" Хейерманса и др.). Большой вклад внес С. в развитие укр. проф. оперного т-ра. Наряду с драм. спектаклями, руководимый С. т-р ставил оперы Лысенко, Сичинского, Козаченко, Монюшко, Сметаны, Масканьи. В работе с актерами С. добивался ансамбля, в к-ром выявлялась индивидуальная творч. одаренность каждого из исполнителей. Опираясь на крупных мастеров, С. большое внимание уделял театр. молодежи, прививая ей основы спенич. реализма, смело поручал молодым актерам ведущие роли. За годы работы в т-ре С. воспитал мн. мастеров укр. сцены (Е. Петляш, М. Литви-ненко-Вольгемут, Е. Хуторная, М. Малиш-Федорец, В. Василько, О. Корольчук, И. Ковалевский, М. Пет-лишенко и др.). На высокий уровень С. поднял художеств. оформление спектаклей; он впервые на Украине стал привлекать видных мастеров изобразит. иск-ва (В. Кричевский и др.). Как актер С. был талантливым представителем реалистич. школы М. Кропивницкого. На его творчество оказала влияние эстетика Гоголя, Щепкина, Шевченко. Исключительные внутренние и внешние актерские данные С., искренность, простота, глубина чувств, задушевный голос, музыкальность и пластичность в соединении с глубоким знанием жизни и чувством правды способствовали его быстрому росту как художника. Характерной чертой С. была выразительная нац. самобытность. С. дополнял и углублял лит. образ, он в совершенстве владел мастерством художеств. слова; был прекрасным исполнителем укр. песен, нар. танцев. Играя преим. героич. роли, С. одновременно был и ярким характерным актером; блестяще владел мастерством перевоплощения. За 50 лет работы на сцене С. создал галерею сценических образов - драматических: Гнат, Тарас, Панас ("Бесталанная", "Бондаривина", Бурлак" Карпенко-Карого), Дмитро, Подорожный ("Не суждено!", "Зимний вечер" Старицкого); комедийных и характерных: Карась ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского)" Пузырь ("Хозяин" Карпенко-Карого), Городничий; Смирнов ("Медведь" Чехова), Вышневский ("Доходное место"). Вершиной его актерского мастерства были трагедийные образы Саввы Чалого (о. п. Карпенко-Карого), Богдана Хмельницкого (о. п. Старицкого), Тараса Бульбы (по о. п. Гоголя), Командора ("Каменный властелин" Леси Украинки), атамана Сирко ("О чем шептал ковыль" Черкасенко). С.- автор переводов Гоголя ("Ревизор" и др.), театр. мемуаров "Мои театральные воспоминания" и др. Написал либретто к опере "Энеида" Лысенко (по Котля-ревскому). В 1920-26 жил за границей (Ужгород, позднее Прага). Вернувшись на Украину, играл свои прежние роли в разл. т-рах. С о ч.: Мо театральн? згадки, Харк?в - Кив, 1956. Лит.: Мар*яненко J. О., Минуле укранського театру, Кив, 1953; Тоб?левич С., Мо стежки ? зустр?ч?, Кив, 1957; Василько В., Микола Садовський та його театр. Кив, 1962.