О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

САХИОБА

САХИОБА - вид древнегруз. т-ра. В 12-18 вв. С. наз. придворный т-р, представления к-рого включали декламацию, пение, танец, выступления акробатов, жонглеров, состязания в зрелищных жанрах. В С. участвовали разл. представители сценич. иск-ва: мемгере - драматич. актер, махиобели - мимич. актер, мгосани - певец, музыкант-импровизатор, мроквели - танцовщик и танцовщица, му-шаити - акробат, жонглер. Они выступали как в специально предназначенных для С. зданиях (сахли сатамашо - дом для представлений), так и на ипподромах во время празднеств. САХНОВСКИЙ, Василий Григорьевич [17.11(1. III).1886 - 26.II.1945) - рус. сов. режиссер, театровед, педагог. Нар. арт. РСФСР (1938). Доктор искусствоведения (1939). В 1904-07 учился на философском ф-те Фрейбургского ун-та, затем на историко-фи-лологич. ф-те Моск. ун-та, к-рый окончил в 1910. С 1907 С. начал печатать статьи, сначала по вопросам рус. лит-ры, затем по разл. вопросам т-ра. В 1912-14 сотрудничал в журналах "Студия", "Маски" и др., в 1912 С. начал работать в Студии Ф. Ф. Комиссаржев-ского (с 1914 - Т-рим. В. Ф. Комиссаржевской) в качестве лектора, затем режиссера-педагога. В 1914 совм. с Комис-саржевским пост. спектакль "Димитрий Донской" Озерова, затем самостоят. пост. "Ванька ключник и паж Жеан" Ф. Сологуба (1916), "Скверный анекдот" по Достоевскому (1916), "Реквием" Андреева (1917), "Лулу" ("Ящик Пандоры") Ведекинда (1918) и др. В этих спектаклях сказалось увлечение С. теорией "романтического театра" Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1918 С. пост. на сцене Дворца Октябрьской революции (б. Т-р Суходольского в Эрмитаже) спектакли: "Стенька Разин" Каменского и "Карманьола" Эрвье-Чулко-ва. В организованном им в 1919 Показательном т-ре С. стремился ставить спектакли, созвучные идеям революции. В 1922-26 С. работал режиссером и художественным руководителем в Моск. драм. т-ре, в Т-ре комедии (б. Т-р Корша) и во вновь возникшем по его инициативе в 1924 Т-ре им. В. Ф. Комиссаржевской. В эти годы он пост.: "Великая Екатерина" Шоу, "Гроза"; "Дон Карлос"; "Алхимик" Вен Джонсона, "Мертвые души"; "Шейлок" ("Венецианский купец", 1926, Гос. белорус. евр. т-р) и др. Эти спектакли отличались оригинальностью режиссерского решения, оформления, сильным актерским ансамблем. С. осуществил пост. "Волки и овцы" (1926, б. Т-р Корша)- спектакль, вошедший в сценич. интерпретацию драматургии Островского на сов. сцене. В 1926 С. был приглашен в МХАТ, на сцене к-рого широко раскрылась характерная для его творчества огромная эрудиция, тонкость интеллекта, стремление к глубокому психо-логич. анализу. С. считал, что режиссер должен подходить к раскрытию спектакля с позиций философского и социального смысла драм. произведений. В МХАТе С. пост.: "Унтиловск" Леонова (1928), "Дядюшкин сон" по Достоевскому (1929, худ. рук. постановки В. И. Немирович-Данченко), "Мертвые души" 1932, худ. рук. пост. К. С. Станиславский), "Егор Булычев и другие" (1934, худ. рук. пост. В. И. Немирович-Данченко), "Анна Каренина" по Л. Толстому (1937, совм. с Немировичем-Данченко), "Половчан-ские сады" Леонова (1939), "Трудовой хлеб" Островского (1940). С 1932 С. был зам. директора МХАТ по художеств. части, с 1937 - зав. художеств. частью, с 1943 - С. член художеств.-режиссерской коллегии МХАТ. С.- автор работ по теории режиссуры, методике, вел большую педагогич. работу. В 1926 он руководил группой молодых режиссеров и художников при ГАХН, с 1933 возглавлял реж. ф-т ГИТИСа, руководил кафедрой режиссуры, с 1943 - худ. рук. вновь организованной при МХАТе Школы-студии им. Не-мировича-Данченко. С.- автор книг по различным вопросам т-ра, автор воспоминаний о Станиславском. С о ч.: в кн.: О Станиславском. Сб. воспоминаний, М., 1948; И. М. Москвин, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1946г., М., 1948; В. В. Лужский, там же; Художественный театр и романтизм на сцене, М., 1917; Работа режиссера, М.- Л., 1937; Режиссура и методика ' ее преподавания, М.- Л., 1939; Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; Театр А. Н. Островского, М., 1919; Крепостной усадебный театр. Л., 1924; Игра и спектакль, в кн.: В спорах о театре, М.. 1913; Достоевский и театр. "Культура театра", 1922, .ј 1-2; Работа над спектаклем "Егор Булычев и другие", в кн.: J" постановке "Егор Булычев и другие" М. Горького, М., 1934; О спектакле "Мертвые души", в кн.: К спектаклю. Н. В. 1 о-голь. "Мертвые души", М., 1937; Работа над спектаклем "Анна Каренина", в кн.: Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Сцены из романа, М., 1938; О путях воспитания режиссерской смены, в кн.: Записки Гос. ин-та театральн. иск-ва, М.- Л., 1940; А. Н. Островский на сцене МХАТ, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1943 г., М., 1945; Режиссерские комментарии к пьесам А. Н. Островского: "На всякого мудрец! довольно простоты", М., 1931; "Бедность не порок", М., 1935; "Свои люди - сочтемся" и "Бешеные деньги", М.. 19:7. Лит.: Горчаков Н. М., В. Г. Сахновский, в кн.: Сахновский В., Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; его же, В. Г. Сахновский. Жизнь и творчество, в кн.: Ежегодник МХАТ, 1945, т. 1, М., 1948. С. Г.