О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СВЕРДЛИН

СВЕРДЛИН, Лев Наумович [р.З(16).Х1.1901 ]- рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1954). В 1921 поступил в Театр. техникум им. А. В. Луначарского (курс В. Э. Мейерхольда), затем учился в Гос. театр. мастерских В. Э. Мейерхольда. С 1926 - актер Т-ра им. Мейерхольда. В 1937-41 работал в Т-ре им. Вахтангова, с 1943 - в моск. Т-ре им. Маяковского. С. начал свой творч. путь преим. как комедийный, эксцентрич. актер. Он виртуозно владел телом, достигал особой четкости сценич. формы, был ассистентом Мейерхольда по "биомеханике". Уже первые комедийные роли С. выявили многоплановость его творч. индивидуальности, склонность к углубленному психологии, анализу образа. Хотя герои С. часто отличались внешней необычностью, экстравагантностью, им был присущ своеобразный проникновенный лиризм. В нек-рых ролях С. достигал острого драматизма. Большой удачей С. стало исполнение роли Счастливпева (1926), где бравурная театр. буффонада сочеталась с тонким раскрытием характера персонажа, мягким юмором и глубиной. Высокой поэзией и напряженным драматизмом было проникнуто исполнение С. роли Нунбаха в спектакле "Вступление" Германа (1933). С годами игра С. обрела мудрую и ясную простоту, покоряющую естественность. С.- художник острой мысли, точного, полного и органич. перевоплощения. Играет преим. в сов. драматургии. Неисчерпаемое душевное богатство, нравственную чистоту, человечность, высокую принципиальность и безграничную преданность Родине раскрывает С. в образах современников - академик Верейский ("Закон чести" Штейна, 1949), директор завода Степанов ("Директор" Алешина, 1952), работник обкома Павел Михайлович ("Сонет Петрарки" Погодина, 1957). Строгим к себе и к людям и одновременно душевным, самозабвенно влюбленным в свою профессию был в исполнении С. потомственный кораблестроитель Илья Журбин ("Журбины" Кочетова и Кара, 1954). Глубокую драму чувств человека, исключенного по ложному обвинению из партии, актер гневно раскрыл в роли Хлебникова в спектакле "Персональное дело" Штейна (1955). Душевная чистота, стремление познать правду определяли образ писателя Косогорова в спектакле "Побег из ночи" б р. Тур (1958). Мудр, саркастичен, человеколюбив в исполнении С. судья Аздак ("Кавказский меловой круг" Брехта, 1964). В классич.репертуаре С. играл роли Тихона ("Гроза", 1954), Полония ("Гамлет", 1955). С. снимается в кино. За исполнение ролей Валь-ко ("Молодая гвардия"), Верейского ("Закон чести"), парторга Залкинда ("Далеко от Москвы") С. в 1947, 1949 и 1951 был удостоен Гос. пр. СССР. С 1924 С. ведет педагогич. работу: в 1924-31 -вУзб. гос.дра-матич. студии в Москве, с 1962 - худ. рук. актерского курса во ВГИКе, с 1963 - в ГИТИСе. Соч.: Разговор с товарищами по искусству, М., 1960. Лит.: ВелеховаН., Непростая простота, "Театрала ная жизнь". 1961, ј 2. А. О