СВОБОДНЫЙ ТЕАТР
"СВОБОДНЫЙ ТЕАТР" (The'atre-Libre) - франц. т-р. Организован А. Антуаном в Париже на основе любит. Гальского кружка. Открылся 30 марта 1887 в проезде Элизе де Боз Ар на Монмартре спектаклем, состоявшим из четырех одноактных пьес: "Жак Да-мур" по Золя, "Мадемуазель Помм" Дюранти и Алексиса, "Супрефект" Биля, "Кокарда" Видаля (в дальнейшем т-р работал на ул. Гете в квартале Монпар-нас, затем в помещении т-ра "Меню-Плезир" на Стра-сбургском бульваре). "С. т." стремился осуществлять эстетич. взгляды Э. Золя, А. Бека. Этот т-р стал первым в Европе некоммерч. т-ром, демократич. по своей направленности. Он пропагандировал произв. совр. отечеств, и иностр. драматургии, преим. реалистич. и натуралистич. направления, ставил неизданные или не допускавшиеся на казенную сцену пьесы. Основу репертуара т-ра составляли пьесы П. Алексиса, Л. Энника, А. Сеара, Ж. Жюльена, О. Метенье, Ж. Ансе, Ж. Порто-Риша, Э. Брие и др., инсценировки произв. бр. Э. и Ж. Гонкур. Однако необходимость поддерживать лит. связи, а также материальные затруднения вынуждали Антуана ставить пьесы эстетствующих (Э. Бержера, К. Мендес, Т. Банвиль) и даже реакц. драматургов (Ф. Кюрель, М. Баррес). Значит, событием в театр. жизни Парижа стали пост. "Власти тьмы" (1888); "Ткачей" Гауптмана (1893). В "С. т." впервые во Франции пост. пьесы Г. Ибсена ("Привидения", 1890, "Дикая утка", 1891), Б. Бьерн-сона (Банкротство", 1893), Тургенева ("Нахлебник", 1890), Дж. Верги ("Сельская честь", 1888), А. Стринд-берга ("Фрекен Юлия", 1893) и др. Метод режиссерской работы в "С.т." характеризовался точным раскрытием стиля автора пьесы, воспроизведением историч., нац., социальных, бытовых особенностей персонажей, среды. Антуан боролся с игрой актеров "на публику", с условным, безликим оформлением спектаклей и т. д. Он стремился к созданию актерского ансамбля, к согласованности всех компонентов спектакля, тщательно разрабатывал массовые сцены, отказался от системы амплуа, воспитал в "С. т." ряд разносторонних актеров. Лучшими актерами "С. т." были сам А,. Антуан и Ф. Жемье. В труппу входили также: А. Аркильер, А. Дефонтен, Мевисто, Жанвье, Анрио, Л. Кола, А. Мейер, Лаури, Сигаль, Л. Манюэль и др. "С. т." существовал на средства от продажи абонементов; раз в месяц (с 1890 - дважды в месяц) для постоянного круга зрителей - владельцев абонементов, устраивались закрытые спектакли. Популярность "С. т." не освобождала его от постоянных материальных трудностей. Гастроли (Бельгия, Голландия, Англия, Германия, Италия) не меняли положения. Отсутствие твердой материальной базы, конкуренция коммерч. т-ров ставили под угрозу деятельность "С. т.". В 90-е гг. 19 в. наметился репертуарный кризис: Золя и Бек не создали для т-ра значит, произв., среди отечеств. драматургов "С. т." не находил близкого себе автора. Все эти трудности определили уход Антуана из т-ра (в 1894). "С. т." работал до апр. 1896 под рук. Ларошеля, затем труппа распалась. Но т-во "С. т." внесло значит, вклад в историю мирового т-ра. По образцу "С. т." возникали т-ры во Франции, а также в Германии - "Свободный т-р" О. Брама (Берлин), в Англии - "Независимый т-р" (Лондон), в Дании - "Свободный т-р" (Копенгаген) и др. Лит.: Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX-XX вв., под ред. А. А. Гвоздева, М.-Л., 1939; Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра, М., 1963, с. 212-214; Antoine А.-Р., Le naturalisme d'Antoine, une legende, в сб. :Realisme et puesie du theatre, P., 1960; Lemaitre J., Impressions de theatre, v. 1-5, serie 4, P., 1890. См. , также лит. при статьях Антуан А., Натурализм. J1. Ш.-А.