О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СЕМЕНОВА

СЕМЕНОВА, Марина Тимофеевна [p.30.V(12.VI). 1908]-рус. сов. артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1951). В 1925 окончила Ленингр. хореографии, уч-ще, ученица А" Я. Вагановой. В 1924, будучи еще ученицей, выступила на сцене в партии Лизы ("Тщетная предосторожность") в спектакле Ленингр. т-ра оперы и балета (ныне им. С. М. Кирова). В 1925-30 работала в этом т-ре, исполняя гл. партии в классич. балетах: Китри ("Дон Кихот"), Одетта-Одил-лия; Никия ("Баядерка" Мин-куса), Аврора; Царь-Девица ("Конек-Горбунок" Пуни), Раймонда и др. С 1930 С. - ведущая танцовщица Большого т-ра (Москва). С творчеством С. связан один из важнейших этапов развития сов. хореографии: в 20-е гг., когда многие деятели балетного театра, ложно трактовавшие новаторство, отрицали классический балет, утверждая, что он не будет понят новым зрителем, виртуозное мастерство С. придавало классическому танцу естественность, непринужденность, яркую энергическую силу, глубину идей, внося в характеры и судьбы героинь старых балетов новые социальные акценты. В образах Жизели, Раймонды, Никии, Эсмеральды раскрывался не только трагизм человеческой судьбы, но и страстный протест против несправедливости, неравенства. В 30-е гг. в пору утверждения серьезного социального содержания балетных сюжетов, когда сов. балет все больше сближался с темами и идеями большой лит-ры, С. утверждала действенность танца. Гармонически горделивый, истинно рус. по характеру и духу танец С. определил исполнение ее лучшей партии-Одетты-Одиллии. Фантастич. "волшебная" девушка-лебедь была живой, сильной, гордой натурой, существом, созданным для свободы и счастья. Безукоризненная красота пластики С. сближала ее танец с образами античной скульптуры, для ее иск-ва была характерна энергичная полетность танца, особая устойчивость. Среди др. партий: Маша ("Щелкунчик"), Мирель ("Пламя Парижа"), Жизель, Золушка; Ми-рандолина (о. п. Василенко). С. удостоена Гос. пр. СССР (1941) за выдающиеся достижения в области хореографич. иск-ва. В 1935- 1936 гастролировала во Франции. Ведет педагогич. деятельность, с 1953 - балетмейстер-репетитор Большого т-ра. Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л." 1950,с. 72-73, 116-17; Богданов-Березовский В., А. Я. Ваганова, М., 1950, с. 53-57; Захаров Р., Искусство балетмейстера, М., 1954, с. 72-80 и др.; "Театр"" 1940. ј 5, с. 51-62, ј 8, с. 94-99; там же, 1962, ј 1, с. 136-40; "Театральная жизнь", 1962, ј 4, с. 16-17, "Театр", 1963, ј 6, с. 81-85. Юр Г.