О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство) - направление в европ. иск-ве 2-й пол. 18 в. С. развился как одно из течений позднего Просвещения под влиянием растущего идейного расслоения третьего сословия и отразил настроения наиболее демократии, слоев этого сословия. В центре внимания С.- человеческая личность, борьба против сословного деления общества, за раскрепощение человека, утверждение его естественных прав. В. И. Ленин писал: "...капитализм, оторвавший личность от всех крепостных уз, ... создал подъем чувства личности" (Соч., т. 1, стр. 394-395). Этот "подъем чувства личности" подготовил С. С. зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театр. иск-во, оказав влияние на возникновение жанров "слезной комедии, мещанской драмы. Представители С. выступили против эстетики классицизма, рационализма ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского реализма. Борясь с рационалистич. канонами и нормами, сентименталисты создали культ чувства и воображения. С. значительно расширил рамки драматургии показом частной жизни человека, разработкой семей-но-психологич. сюжетов, любовным изображением природы, стремлением максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия. В пьесах изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих сменяется прозой, передающей оттенки живой разговорной речи, авторские ремарки не только конкретизируют место действия, но и подчеркивают эмоциональное состояние героев. Вместо условных неизменных классицистских декораций (дворцовые залы в трагедии, безликие статичные интерьеры в комедии) появляются сельские виды, уединенные хижины, детали обстановки, окружающей "простолюдина". Обществ, содержание С. неоднородно. Наряду с демократич. иск-вом, направленным против существующей действительности, утверждающим нового героя - защитника интересов третьего сословия, существовала тенденция к идеализации, примирению социальных противоречий. С. возник в Англии, уже пережившей в 17 в. бурж. революцию, в творчестве поэтов Т. Томсона, Т. Грея и Э. Юнга - автора программного трактата "Об оригинальном творчестве" (1759). Свое название направление получило от романа Л. Стерна "Сентиментальное путешествие" (1768). В драматургии С. проявился в драмах Дж. Лилло ("Лондонский купец", 1731, "Роковое любопытство", 1736), Э. Мура ("Игрок", 1753), Р. Камберленда ("Таинственный супруг", 1783). Англ. С. развивался в условиях кризиса Просвещения, в нем преобладала семейно-моральная проблематика, интерес к замкнутому внутр. миру человека. Наиболее полное выражение С. получил во Франции, стоявшей на пороге бурж. революции конца 18 в. Элементы С. проявились уже в "слезных комедиях" П. К. Лашоссе. Глава франц. С. - Ж. Ж. Руссо - родоначальник "руссоизма", выразитель наиболее радикальных устремлений третьего сословия. Театрально-эстетич. взгляды Руссо неотделимы от его враждебного отношения к феодальной цивилизации. Его "Письмо к Д'Аламберу о зрелищах" (1758) содержит беспощадную критику совр. ему франц. т-ра, условностей и фальши чуждого народу классицизма, к-рому он противопоставляет массовые нар. празднества, вскоре осуществленные якобинцами. Театр. теория Руссо была развита и во многом дополнена Л. С.Мерсье, создавшим на совр. и историч. материале яркие образцы социальной драмы, проникнутой чувствительностью ("Дезертир", 1771, "Неимущий", "Жан Аннюйе", обе в 1772, "Портрет Филиппа II, короля Испании", 1885). Трактат Мерсье "О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве" (1773), направленный против драматургии и т-ра классицизма, призывающий следовать Шекспиру, утверждающий демократич., эмоционально насыщенное иск-во, стал манифестом мн. деятелей т-ра, оказал большое влияние на т-р 2-й пол. 18 в. Элементы С. заметны в драматургии П Бомарше, а также в мелодраме революц. лет. В отсталой феодальной Германии С. был проникнут протестом против сословных оков. Незрелость бюргерства обусловила неопределенность положительных идеалов нем. сентименталистов, трагич. разрешение Конфликта между могучей, рвущейся к свободе личностью и убогой действительностью. Тенденции С. прозвучали- в теоретич. сочинениях представителей т. и. "швейцарской школы" - И. Я. Бодмера, И. Брейтингера, а также Ф. Г. Клопштока, И. Г. Гер-дера ("О немецком характере и искусстве", 1773). Особенно ярко нем. С. проявился в деятельности драматургов "Бури и натиска" - Ф. М. Клингера ("Близнецы", 1776, "Буря и натиск", 1777), Я. Ленца ("Солдаты", 1776, "Гувернер", 1778) и др., создавших многочисл. мещанские драмы, проникнутые антифеодальным бунтарством. Манифестом нем. театр. С. стал трактат Ленца "Замечания о театре" (1774), написанный под влиянием трактата Мерсье. Влияние С. проявилось в раннем творчестве И. В. Гете и Ф. Шиллера. Отказ от рационалистич. метода, от напевной декламации и статуарности классицизма дали возможность актерам 2-й пол. 18 в. углубленно раскрывать внутр. мир героев, вносить динамику в развитие образа, передавать интонации живой взволнованной речи. Все это способствовало утверждению реали-стич. тенденций и в разл. степени проявилось в деятельности выдающихся актеров этого времени. Д. Гар-рик возродил на англ. сцене Шекспира, эмоционально насыщенно воплотил образы его драматургии. Ф. Л. Шредер обратился к драматургии "Бури и натиска" и Шекспиру, осуществил репертуарную реформу нем. т-ра. Проникновенно-чувствительные образы создал И. Ф. Брокман. Влияние С. испытало даже иск-во франц. актеров, тесно связанное с поэтикой классицизма. В России развитие С. в конце 18 - нач. 19 вв. было тесно связано с ростом антифеодальных настроений. В рус. сентименталистской драматургии получили выражение антикрепостнич. мотивы, тема обличения городской цивилизации, любовное изображение сельской жизни, противопоставление богатства и нищеты. В драматургии С. проявился в творчестве Н. И. Ильина ("Лиза, или Торжество благодарности", 1802, "Великодушие, или Рекрутский набор", 1803), В. М. Федорова ("Лиза, или Следствие гордости и обольщения", 1803), Ф. Ф. Иванова ("Награжденная добродетель, или Женщина, каких мало", С. Н. Глинки ("Наталья, боярская дочь", 1806). Влияние С. в рус. актерском иск-ве сказалось на творчестве А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева. Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, М., 1958; Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; История английской литературы,- т. 1, вып. 2, М.- Л., 1945, ч. V, отд. II, гл. V; История французской литературы, т. 1, М., 1946, отд. III, гл. VII; История русской литературы, т. 4. ч. 2, М.-- Л., 1947, гл. 2; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 12-14; Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М., 1939; Хрестоматия по истории западноевропейского театра, состав. и ред. С. С. Мокульского, т. 2, 2 изд., М., 1955; Мокульский C.C., Французская драматургия эпохи Просвещения, в кн.: Французский театр эпохи Просвещения, М., 1957; Бомарше, Очерк о серьезном драматическом театре, Избр. произв., пер. с франц., М., 1954; Г e р-дер И. - Г., Соч., пер. с нем., М.- Л., 1959; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948, гл. XII; Mercier L. S., Du theatre, ou Nouvel essai sur l'art dramatique, Amst., 1773; L e n z J. M., Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Lpz., 1917. Л. Лев.