О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СЕРВАНТЕС ДЕ СААВЕДРА

СЕРВАНТЕС де Сааведра (Cervantes de Saa-vedra), Мигель (29. IX.1547, Алькала-де-Энарес, - 23.IV.1616, Мадрид) - йен. писатель, драматург. Создатель всемирно известного романа "Дон Кихот". Род. в семье обедневшего дворянина, в 1570-75 был рядовым солдатом. В 1575-80 находился в плену в Алжире. После возвращения на родину нек-рое время был сборщиком недоимок, до конца жизни жил в нищете. К драматургии обратился после 1580, написав ок. 30 драм. произв. Пьеса "Алжирская жизнь" (1581?) о жизни рабов-христиан в Алжире исполнена ненависти к рабству, страстной любви к свободе. Национально-патриотич. героич. трагедия "Нумансия" (после 1588?) рассказывает о подвиге народа, предпочитающего смерть позорной жизни в плену. В переработке поэта Р. Альберти "Нумансия" ставилась "Т-ром сарсуэлы" в Мадриде во время героич. обороны исп. столицы от фашистских армий (1938). Эти пьесы, связанные нек-рыми драматургич. приемами с учено-гуманистич. драмой, отличаются глубоким демократизмом, подлинным новаторством, героем в них являются не отдельные личности, а народ. Нек-рые из ранних пьес были позднее, по-видимому, переработаны С. и включены им в сб. "Восемь комедий и восемь интермедий" (изд. 1615). В пьесах "Алжирская каторга", "Доблестный испанец", "Великая султанша" С. также развивает тему борьбы за свободу, против рабства; в пьесе "Пед-ро де Урдемалас", используя традиционную композиционную схему плутовской повести, С. воссоздает образ героя исп. фольклора. В комедии "Занятная" и 1-м акте пьесы "Блаженный негодник" преобладают реалистические бытовые мотивы, особенно четко обнаруживающиеся в интермедиях С. (все интермедии перевел А. Н. Островский в 1886). Развивая традиции народно-комич. фарсового т-ра и связанных с ним пасос Л. де Руэды, С. дал в интермедиях ("Судья по бракоразводным делам", "Саламанкская пещера", "Театр чудес", "Избрание алькальдов и Дагансо") яркие зарисовки обществ, жизни Испании, в них содержится критика разл. сторон феодальной действительности. В пьесах С., а также в "Дон Кихоте", "Путешествии на Парнас" и др. содержатся высказывания о драматургии и актерском мастерстве. Отстаивая реализм как основу театр. иск-ва, С. требует от актеров психологич. правды, выразительности мимики. Сюжет "Дон Кихота" послужил основой опер Г. Перселла, Дж. А. Ристори, Дж. Паизиелло, Н. Пиччи-ни, А. Сальери и др., балетов Ж. Буамортье, С. Мер-каданте. Романтич. образ Дон Кихота создал Ф. И. Шаляпин в одноим. опере Ж. Macene (1910, Париж). Среди сценич. переработок "Дон Кихота" выделяется инсценировка актера П. А. Каратыгина (1847), использовавшаяся при последующих пост. романа С. на рус. сцене. Среди сценич. интерпретаций С. в рус. т-ре: балет "Дон, Кихот" Минкуса, инсценировки "Дон Кихота" в драм. т-рах: Ленингр. т-р юных зрителей, 1926, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, 1941, Т-р им. Вахтангова, 1941, и др. К образу сервантесовского героя обратился А. В. Луначарский в пьесе "Освобожденный Дон Кихот". Интермедии С. включались в репертуар проф. т-ров ("Два болтуна", 1912, Старинный т-р, Петербург; "Саламанкская пещера", "Два болтуна", "Ревнивый старик", две первые 1918-19-Студия Н. М. Фореггера, все три - 1935, Студия под руководством А. Д. Дикого, и др.), ставились студентами театральных учебных заведений. Соч.: Obras completas, v. 1-19, Madrid, 1914-41 (пьесы в тт. 1-5); Teatro, Р., 1947; Entremeses, Madrid, [1945]; Собр. соч., т. 1-5, M., 1961(Драм. произв. - т. 4). Лит.: Державин К. Н., Сервантес. Жизнь и творчество, М., 1958; Узин В. С., Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега, М., 1963; его ж е, Сервантес об актерском искусстве, в сб.: Ежегодник Института истории искусств АН СССР, [т.] II, [М.1, 1948, с. 189-204; Февральский А. В., Сервантес-драматург, в кн.: Сервантес. Интермедии, М.-Л., 1939; G г i s-m e г R. L., Cervantes: a bibliography, N. Y., 1946; В a 1-bin Lucas R., La construccion tematica de los entremeses de Cervantes, в кн.: Acta de la Asamblea cervantina, Madrid, 1948; Casalduero J., Sentido y forma del teatro de Cervantes, Madrid, 1951; Cotarelo y Valledor A., El teatro de Cervantes, Madrid, 1915; Diaz de Escovar N., Apuntes escenicos cervantinos, Madrid, 1905; Julia Martines E., Estudio y technica de las comedias de Cervantes, в кн.: Acta de la Asamblea cervantina, Madrid, 1948. J. П.