СЕРОВ
СЕРОВ, Александр Николаевич [11(23).1.1820, Петербург,20.1(1.II).1871, там же] - рус. композитор, музыковед, муз. критик. В 1835-40 учился в Уч-ще правоведения, после чего поступил на службу в мин-во юстиции. Все это время С. усиленно занимался музыкой (игра на фп. и виолончели) и самообразованием: изучал философию, художеств. и муз. лит-ру. В эти годы возникает тесная, длившаяся много лет дружба С. с В. В. Стасовым к-рая сыграла большую роль в его художеств. развитии. К сер. 40-х гг. относятся первые композиторские опыты (не-оконч. опера "Мельничиха из Марли", 1845, и др.). С 1851 С. начал систематически выступать в печати в качестве муз. критика. В 18491853 работал над оперой "Майская ночь? но повести Н. В. Гоголя, но остался недоволен своей работой и уничтожил почти законченную партитуру. С нач. 50-х гг. С. становится постоянным участником муз. вечеров у М. И. Глинки, с к-рым он познакомился еще в 1842. Близость к основоположнику рус. "лассич. муз. школы имела важнейшее значение для формирования эстетич. и творч. принципов С. Яркая зарисовка артистич. облика Глинки дана С. в "Воспоминаниях о Михаиле Ивановиче Глинке" ("Искусства", 1860, ј 1-5). В 1856-57 С. сблизился с нек-рыми из молодых композиторов, вошедших затем в состав творч. объединения "Могучая кучка", но позже резко разошелся с ними. Во время заграничных поездок 1858 и 1859 познакомился с Ф. Листом и Г. Берлиозом, впервые услышал со сцены музыку Р.Вагнера. С этого времени С.становится горячим приверженцем и пропагандистом творчества и муз.-драматич. принципов Вагнера. В 1862 С. закончил оперу "Юдифь", к-рая была пост. в мае 1863 на сцене Мариинского т-ра. В том же т-ре в 1865 была пост. следующая опера С. "Рогнеда" на сюжет из рус. истории. Историч. и народно-бытовая тематика лежит и в основе последующих творч. замыслов С. В 1865 и 1866 он предполагал написать балет "Ночь перед рождеством", а потом оперу "Тарас Бульба" (по Гоголю), к-рые не были, однако, завершены. В 1867 С. предпринял совм. со своей женой B.C. Серовой издание критич. журн. "Музыка и театр". В том же году он начал работать над оперой "Вражья сила" по пьесе А. Н. Островского "Не так живи, как хочется". В создании либретто вместе с композитором принимал участие сам драматург, но затем, вследствие возникших между ними разногласий, Островский отошел от работы. Последнее, 5-е, действие было дописано после смерти композитора В. С. Серовой; Н. Ф. Соловьев по завещанию С.инструментовал 5-е действие и нек-рые эпизоды 1-го действия (пост. в 1871, Мариинский т-р). С.- один из крупнейших представителей рус. клас-сич. муз. критики 19 в. В своей лит.-муз. деятельности он соединял боевую публицистичность с высоким мастерством эстетич. анализа и научной обоснованностью суждений. Его художеств. взгляды и методы критич. деятельности сложились под влиянием передовой рус. лит. критики, в первую очередь В. Г. Белинского, хотя позиции С. были во многом непоследовательны и противоречивы. Осн. эстетич. требованием С. была правдивость художеств. воплощения. "Стремление к правде в выражении" он считал одной из основных, определяющих черт рус. муз. школы и видел залог великого будущего рус. музыки в ее народности и неразрывной связи с основами нац. жизни. Муз .-критич. деятельность С. была проникнута просветительскими тенденциями. Крупнейшей заслугой С. является неустанная пропаганда творчества Глинки, критич. анализу к-рого он посвятил ряд работ ("Опыт технической критики над музыкой М. И. Глинки", 1859, ""Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила"", 1860, и др.). В этих работах он обосновал значение Глинки как создателя рус. нац. муз. школы. Однако в оценке одного из величайших произв. Глинки, оперы "Руслан и Людмила", он допустил ошибки, не поняв своеобразия ее эпич. драматургии (статья ""Руслан" и руслаписты", 1867). С. дал тонкий разбор оперы Даргомыжского "Русалка". Ему принадлежат цепные исследования о зарубежной муз. классике [статьи: "Моцартов Дон Жуан и его панегиристы", 1853, "Те-матизм (Thematismus) увертюры к опере "Леонора". Этюд о Бетховене", 1861, и др.]. Сильными сторонами С. как композитора были: хорошее знание законов муз. драматургии, умение сочетать музыку со сценич. действием, яркое колори-стич. мастерство. Однако стиль его музыки отличается нек-рой пестротой и эклектичностью. Первая опера С. "Юдифь" (на сюжет библейской легенды) характеризуется возвышенным, героич. пафосом, цельностью образов, монументальной широтой хоровых нар. сцен. Вместе с тем в музыке оперы много условного; реали-стич. нац. характеристики нередко подменяются искусств. стилизацией. Эти недостатки оперного стиля С. особенно резко выявились в "Рогнеде", что послужило поводом для отрицат. оценки оперы передовой муз. критикой (В. В. Стасов, Ц. А. Кюи), отмечавшей, однако, отдельные удачные эпизоды. В опере "Вражья сила" композитор стремился создать "народно-русскую музыкальную драму", основанную на простом, но глубоком и сильном жизненном конфликте. С помощью песенных нар.-бытовых интонаций и подлинных пар. напевов С. стремился создать реалистич. характеристики действующих лиц. Важное место в драматургии оперы принадлежит широко развернутым жанровым нар. сценам. Кроме трех опер, С. было написано неск. симф. и хоровых произв., романсы и др. соч. Соч.: Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950, т. 2, М.. 1957; Письма к В. В. и Д. В. Стасовым, в кн.: Музыкальное наследство, т. 1. М., 1962, и "Рус. муз. газета", 1899, 1900 1903 1906 1915, 1916, 1917; Письма к его сестре С. Н. Дю-Тур (1845-1861), СПБ, 1896. Лит.: С е р о в а В. С., Серовы Александр Николаевич и Валентин Александрович. Воспоминания, СПБ, 1914; Молчанов А. Е., А. Н. Серов. Библиографический указатель произведений А. Н. Серова, СПБ, 1888; е г о ж е, А. Н. Серов. Библиографический указатель литературы о А.Н. Серове и его произведениях, СПБ, 1888; А.Н. Островский и русские композиторы. Письма, под общей ред. Е. М. Колосовой и Вл. Филиппова, М.-Л., 1937; Х у -б о в Г., Жизнь А. Н. Серова, М.-Л., 1950; Ф и н д е и -з ен Н., А. Н. Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность, 2 изд., М.- Лейпциг, 1904; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.- Л., 1940; Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; К е л д ы ш Ю. В., История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947; К р е м л е в Ю. А., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954, т. 2, Л., 1958. /\ Кел.