О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ (франц. simbolisme,OT греч. стороло- знак, примета)-одно из субъективистских направлений в иск-ве, сложившееся во Франции в 80-90-х гг. 19 в. Основоположники С.- франц. поэты П. Верлен, С. Малларме, а также белы. драматург М. Метерлинк. С. стал эстетич. платформой для художников разл. идейной направленности, приобретая упадочнич., декад ентско-мистич. содержание в лит. произв., отражая растерянность бурж. общества перед острыми социальными проблемами при переходе к империализму. У нек-рых писателей (Э. Верхарн, Г. Ибсен, М. Метерлинк) С. сочетался с сочувственным отношением к борьбе масс за социальную справедливость, творчество этих писателей оставалось гуманистическим в своей основе. Эстетич. программа, как и художеств. практика С., противоречива. Абстрактно-гуманистич. поиски идеала, критика бурж. общества сочетаются в С. с откровенной апологией индивидуализма, поиски новых средств художеств. выразительности - с эстетством и формализмом. Теоретич. основой С. явилась субъективно-идеали-стич. философия (А. Шопенгауэр, Э. Мах, неокантианцы) и гл. обр. т. н. "философия жизни" Ф. Ницше, А. Бергсона, к-рую характеризуют мистицизм, самоуглубление, преувеличение роли непосредств. переживания, признание иррациональной интуиции основой художеств. творчества. Для С. важна затаенная, скрытая сторона того или иного явления, в образе подчеркивается его иносказательное, подчас мистич. содержание. Слово как средство рационального познания утрачивает у мн. символистов свое конкретное содержание, получает преобладание звуковое, фонетич. начало. С этим связано стремление сблизить поэзию с музыкой, придать таинственное иносказание театр. представлению, усилить роль подтекста в драматургии, что определило направление режиссуры, актерского иск-ва, критики. В театре С. утверждал принципиальный разрыв с реальной действительностью. Малларме призывал к созданию синтетич. театр. представления, сочетающего слово, цвет, музыку и воздействующего на зрителя подобно музыке, т. е. образами, не поддающимися конкретной смысловой расшифровке. Символисты выдвигали принцип автономности творчества режиссера и художника по отношению к драматургии как идейной основе спектакля. Спектакль-зрелище, ритм, движение понимались символистами как начала "иррациональные". Символисты пытались реставрировать разл. виды ср.-век. представлений - мистерии, миракли и др., использовать театр. технику и сценич. стили разл. эпох. Многогранному образу, создаваемому актерами реалистич. т-ра, символисты противопоставляли односторонне заостренный, поэтически преобразованный образ-символ. Малларме, Метерлинк, Г. Крэг высказывались в пользу т-ра марионеток; живописность мизансцен, скульптурность поз, музыка, свет и др. выразит, средства использовались для создания мистич. атмосферы, внушения зрителям чувства иллюзорности окружающего мира. В конце 19 - нач. 20 вв. возникли студийные т-ры в Париже - "Т-р д'ар" (1890--92) под рук. П. Фора, "Эвр" (1893-99), возглавляемый О. М. Люнье-По, "Т-р дез ар" (1910-13) Ж. Руше. В репертуар этих т-ров входили мистико-поэтич. пьесы-легенды П. Кийара, К. Мендеса, а также пьесы Метерлинка, Ш. ван Лерберга, Рашильд. Большое место занимало чтение произв. Ш. Бодлера, А. Рембо, Верлена, Малларме. В т-ре "Эвр", наряду с декадентскими пьесами ("Образ", "Немая жизнь" Бобура, "Кристальный паук" Рашильд), с характерным для них утверждением раздвоения личности, распада сознания, мотивов одиночества, ставились пьесы Ибсена, Б. Бьернсона, ранние драммы А. Стриндберга, а также Р. Роллана, М. Горького, к-рые привлекали к т-ру внимание общественности . С. проявился в деятельности режиссеров А. Ап-пиа (Швейцария), Г. Крэга (Англия), Г. Фукса и отчасти М. Рейнхардта (Германия). В рус. т-ре С. развивался в период реакции после поражения революции 1905-07. Театр. эстетика С. получила изложение в сб. ст. "Театр" (1908), в выступлениях Вяч. Иванова (сб. "По звездам", 1909), В. Э. Мейерхольда ("О театре", 1913), H. H. Евреинова и др., для к-рых характерны уход от реалистич. традиций рус. театр. иск-ва, утверждение диктата режиссера, художника. Рус. драматурги-символисты опирались на опыт Метерлинка и др. Мистико-поэтич. направленность развивал Ф. Сологуб ("Победа смерти", 1907, и др.). Нек-рое влияние С. испытывал А. А. Блок (трилогия "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка", 1906). Символистская проповедь фатальности бытия - осн. тема драм Л. Н. Андреева ("Жизнь Человека", 1906; "Черные маски", 1909; "Анатэма", 1909). Ряд произв. символистов отмечен попыткой утвердить бунтарское начало, осудить действительность, заглянуть в будущее. Таковы "Земля" Брюсова (1904), драма "Песня судьбы" Блока (1907), "Царь Голод" Андреева (1908). Сценич. практика рус. символистов также связана преим. с деятельностью частных т-ров, т-ров-студий, театр. товариществ и любительских кружков. В 1905 Мейерхольд пост. "Смерть Тентажиля" Метерлинка в Т-ре-студии на Поварской, в 1906-09 осуществил неск. постановок в Т-ре К омисса ржевской ("Пелеас и Мелисанда" Метерлинка, 1907; "Вечная сказка" Пшибышевского, 1906; "Пробуждение весны" Ведекинда, 1907; пьесы Блока, Сологуба, Андреева), условно интерпретируя разл. по манере, по историч. эпохе пьесы, уделяя гл. внимание композиции сценич. пространства, живописности мизансцен, пластике, ритмике, музыкальности актера. Опыт этих спектаклей был использован Мейерхольдом в пост. опер Р. Вагнера ("Тристан и Изольда", 1909), X. В. Глюка ("Орфей и Эвридика", 1911), Р. Штрауса ("Электра", 1912) в Мариинском т-ре, пьес Мольера ("Дон Жуан" 1910), Лермонтова ("Маскарад", 1917) в Александрийском т-ре (Петроград). Руководители Моск. Художеств. т-ра обращались к произв. символистской драматургии, пытаясь найти в материале пьесы элементы осуждения совр. действительности (напр., в "Анатэме"). Однако мистицизм, отрицание человеческого разума, пессимизм отгораживали т-р от реальной жизни. Исключением явилась работа над "Синей птицей" Метерлинка (1908), сказочная символика к-рой дала возможность Станиславскому создать гуманистич. спектакль, входящий в репертуар т-ра до наст. времени. Искания рус. символистов подчас приобретали откровенно декадентский характер отрицания т-ра как иск-ва (статья "Отрицание театра" Ю. Айхенвальда, 1914), формалистич. экспериментаторства, проявившегося в спектаклях "Три расцвета" Бальмонта ("Т-р Диониса" Ващкевича, 1906), "Саломея" Уайльда (Свободный т-рвТериоках под рук. В. Р. Гардина, 1907). Антигуманизм, изломанность, вычурность были характерны для пост. Мейерхольдом пьесы"Пизанелла" Д'Аннунцио (1913, "Русские сезоны" в Париже). Декадентские увлечения, отход от реалистич. традиций рус. т-ра, иск-ва, утрата т-ром передовой идейности подвергались критике марксистами (Г. В. Плеханов, В. В. Боровский, А. В. Луначарский и др.). Художеств. средства С. творчески использовали и нек-рые представители передового театр. иск-ва, пытавшиеся создать философско-символич. спектакли: "Фауст и Город" (1910, Петроград, Гос. т-р драмы, 1920), "Освобожденный Дон Кихот" Луначарского (1921, б. Т-р Корша, 1924) и др. В ряде произв. молодой сов. драматургии художеств. принципы С. явились основой создания массовых аллегорич. зрелищ ("Каменщики" Бессалько, т-р "Арена Пролеткульта", 1919). Примером политич. использования образа-символа стала пост. Мейерхольда (совм. с В. М. Бе-бутовым) драмы "Зори" Верхарна (Театр РСФСР 1-й, 1920). Лит.: Горький М., Поль Верлен и декаденты, в кн.: Горький М., О литературе. Литературно-критические статьи, М., 1953; Луначарский А. В., Морис Метерлинк, в кн.: Этюды критические и полемические, М., 1905; Боровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956, с. 288-310; Михайловский Б. В., Русская литература XX века с девяностых годов XIX века до 1917 г., М., 1939; Асмус В., Философия и эстетика русского символизма, в кн.: Литературное наследство, [т.] 27-28, M., 1937; Волков А., Очерки русской литературы конца XIX и начала XX века, М., 1952, 2 изд., М., 1955; История французской литературы, т. 3, М., 1959; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр ра рубеже XIX и XX столетий, Л.- М., 1939; Д а-н и л о в С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948; Волков Н., Мейерхольд, т. 1-2, М.-Л., 1929; Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954; Moussignac L., La decoration theatrale, P., 1922; R о u с h e J., L'art theatrale moderne, nouv. ed.. P., 1924; Martine P., Parnasse et symbolisme (1850-1900), P., 1925; 7 ed.. P., 1947; L u g-n e - P о е, La parade, v. 1-4, P., 1931-46; К n о w 1 e s D., La reaction idealiste au theatre depuis 1890, P., 1934; R. Rolland et Lugne-Poe. Correspondance 1894-1901, presentee avec une introd. et des notes par J. Robichez, P., [1957]; Robichez J., Le symbolisme au theatre Lugne-Poe et les debuts de l'Oeuvre, P., [1957]; L a 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900, P., 1961; Encyclopedie du theatre contemporain, v. 1, P., 1957. И. Дюш., А. Я.